Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Создание эффективного бизнеса: опыт, советы, рекомендации, тенденции

Создание эффективного бизнеса: опыт, советы, рекомендации, тенденции

Михаил Кучмент, сооснователь сети гипермаркетов Hoff, совладелец и председатель наблюдательного совета «Совкомбанка»

На этой странице сайта представлены основные тезисы выступления Михаила Кучмента на форуме «Мой бизнес», который прошел 11 декабря 2019 года в Москве.

Я свою карьеру начинал в Самсунге. Затем работал в М-видео. Так что мой карьерный путь был в компаниях, занимающих лидирующие позиции на рынке электроники.

На этом рынке есть такая особенность – ты или быстрый или мертвый.

В М-видео я дорос до совладельца, но потом продал свою долю, чтобы заняться новым бизнесом.

С партнерами мы в 2007-м году приобрели иностранную франшизу магазинов мебели. В 2009-м году мы организовали пресс-конференцию по случаю открытия мебельного гипермаркета, после которой вышла разгромная статья «Мебель в чистом поле». Журналисты нам пророчили скорую смерть. Они считали нас дураками, затеявшими бизнес в кризис.

Честно говоря, франчайзинговая модель у нас не сработала. Поэтому нужно было многое адаптировать под Российский рынок: ассортимент, маркетинг, бизнес-процессы и т.д.

У франчайзера, с которым мы сотрудничали, была низкая узнаваемость бренда в России. К тому же если в поисковых системах ввести название компании, то на первых местах в поисковой выдаче были фильмы, в которых главную героиню (проститутку) звали так же, как называлась компания-франчайзера))

Вообще, у австрийцев (компания-франчайзер, с которой мы сотрудничали) консервативный подход к бизнесу. У них правят юристы и финансисты.

Мы открыли 5 гипермаркетов по австрийской франшизе. Как я уже отметил выше, эта франчайзинговая модель оказалась нежизнеспособной в России. Так что мы решили завершить сотрудничество и запустили собственный бренд – Hoff. Кстати, многие покупатели думают, что это немецкий бренд.

В Марокко козы научились лазить по деревьям. Я здесь привожу этот пример, чтобы продемонстрировать аналогию с российскими предпринимателями. Нам нужно уметь адаптироваться к турбулентной среде.

2014 год стал для нас годом огромных возможностей, несмотря на то, что в этот год произошел очередной кризис. В том году мы приняли стратегическое решение – держать цены любой ценой.

Мы были уверены в том, что знаем что нужно делать в кризис. Мы в кризис делали все не так, как делали большинство компаний. Все зарывали голову в песок, снижали маркетинговую активность и т.д., а мы, наоборот, вкладывали в развитие, в том числе стали развивать онлайн-продажи.

В результате наших активных действий мы стали расти на 15% в год. Сейчас у нас 50 магазинов, из которых 33 гипермаркета. У нас работает около 6 тыс. сотрудников. Годовой оборот превышает 40 млрд. руб. Мы входим в 500 крупнейших компаний России.

Через 7 лет после запуска нашего бизнеса я вышел в поле и там сфотографировался с той самой статьей «Мебель в чистом поле», о которой я упоминал выше)).

К тому моменту времени у нас было уже 22 мебельных гипермаркета.

Я считаю, что при создании и развитии бизнеса шишки набивать лучше на ранней стадии, поскольку это будет стоить гораздо дешевле. Как говорится, fail fast – fail cheap.

Если бы мы тогда продолжили тянуть эту неэффективную франшизу, то ничего бы хорошего из этого не получилось.

Вообще мне тяжело было из большой корпорации перейти в стартап. Как говорится в спорте, первый шаг с пьедестала всегда вниз.

Когда я уходил из М-видео оборот этой компании был 2 млрд. $ в год. Поставщиками были крупнейшие в Мире компании, а при запуске своего бизнеса пришлось все с нуля начинать.

Одна из наших слабых сторон заключалась в том, что мы ничего не понимали в мебели, когда начинали наш бизнес.

Сейчас мне кажется, что три из четырех известных P больше не актуальны. По-прежнему значение имеет только Product, а Place, Promotion и Price сейчас не имеют очень большого значения. Я считаю, что сейчас очень важны две составляющие: product и customer experience (покупательский опыт).

Для масштабирования бизнеса необходимо создать определенную базу. Для этого должен быть создан комплекс из трех составляющих: продукт, опыт и unit economy. Если есть и классный продукт, и опыт, и экономическая эффективность, то в таком случае можно очень успешно развивать и масштабировать бизнес.

Сейчас все быстро меняется. Сейчас нужно делать так, чтобы все меньше и меньше времени уходило на покупку. Приобретение в один клик сейчас является очень распространенной тенденцией. Значимость бренда сейчас имеет все меньшее значение.

Сейчас, например, есть компании, у которых можно арендовать casual-одежду.

Direct to consumer сейчас является новой тенденцией.

Сейчас активно развиваются различные домашние сервисы, поскольку женщины не хотят сами заниматься домашним хозяйством.

Микро-мобильность тоже является современным трендом. Есть потребность в большом количестве маленьких поездок без машины. Поэтому электро-скутеры сейчас активно развиваются.

Мы сейчас тестируем виртуальную реальность, чтобы улучшить процесс покупки онлайн. Причем мы это делаем с использованием ИИ (искусственный интеллект). Big date и автоматизация сейчас являются обязательными инструментами для развития успешного бизнеса.

Я считаю, что сейчас принимать решения в бизнесе нужно не на основе экспертного мнения, а по определенному прописанному алгоритму.

Сейчас мы еще развиваем мульти-форматность и хотим быть там, где наши клиенты.

Теперь мы еще и сами продукты развиваем, т.к. знаем, что нужно нашим клиентам.

Мы очень быстро разрабатываем новые продукты. Мы это делаем гораздо быстрее, чем наш основной конкурент. Так что не бойтесь компанийо уровня. С ними можно успешно конкурировать.

Сейчас идет разделение межу покупкой и транзакцией. Шопинг и покупательский опыт не одно и то же. Бизнес – это не тупо купи-продай.

Мы сотм со 120-ю производителями. Мы работаем с поставщиками, чтобы они были эффективными. Если поставщики будут эффективными, то и мы тоже.

Также сейчас ценностью ябыстрая доставка. И еще индивидуализация предложения.

Вообще не нужно забывать о том, что бизнес-процессы взаимосвязаны – если что-то в одном месте выполняется плохо, то это скажется и на конечном результате работы компании в целом.

Мы часто апеллировали к опыту. Пробовали – не работает. То, что работало эффективно раньше, вовсе не обязательно будет также работать и сейчас.

Лобовое стекло у автомобиля гораздо больше, чем зеркало заднего вида. Неспроста так сделано. Нужно гораздо в большей степени ориентироваться на том, что впереди, а не сзади.

Я уверен, что в наше время невозможно добиться успеха без сверхусилий. Я не знаю ни одного успешного примера, когда не были бы ингредиента «много работать».

Нужно стремиться узнавать новое, проверять гипотезы и т.д.

Также нужно задавать вопросы – большой успех достигается из малых удач.

Необходим постоянный поиск новых точек роста. Обратите внимание на рисунок, на котором изображен хоккейный вратарь, который пропускает шайбу. Не на вратаре нужно концентрироваться, а на том, что есть много места, которое вратарь не прикрывает. Это значит, что есть много возможностей забить гол.

Когда находишься на северном полюсе, то куда бы не посмотрел – всегда на юг смотришь. В бизнесе важно смотреть в одном направлении.воем бизнесе можем измерить эффективность каждого продавцЛобовоеа.

Кроме того, в бизнесе очень важна команда. Модель «Один гений и 1000 помощников» не работает. Нужна команда единомышленников. Нужно разделять ценности.

При приеме на работу последнее собеседование должно быть с руководителем/владельцем. При этом должна быть произведена оценка того, как кандидат вольется в коллектив. Разделяет ли он ценности компании и т.д.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

67 − = 64