Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Эффективность – ключевой фактор успешности бизнеса

Эффективность – ключевой фактор успешности бизнеса

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса" и книги "Эффективная бизнес-машина"

Безусловно, бизнес – это не легкий труд, как кому-то может показаться. Данное высказывание может подтвердить практически любой настоящий предприниматель, который сам создал свой бизнес с нуля без каких-то левых схем (прихватизация и другие виды воровства, использование админресурса и т.д.).

Для того, чтобы заработать много денег, занимаясь бизнесом, нужно долго и упорно трудиться. Согласен, что при желании можно найти какие-то примеры, где предприниматели очень быстро заработали много денег, но при этом вроде как особо и не напрягались.

Во-первых, таких примеров не так уж и много, а, во-вторых, на самом деле никто кроме этих предпринимателей не знает, как им приходилось напрягаться (возможно, по каким-то причинам, они просто преподносят всем такие вот ненапряжные success stories об их бизнесах).

В любом случае примеров, когда предприниматели добивались успехов в бизнесе за счет очень напряженной работы гораздо больше, чем «сказочных» историй успеха.

Несомненно, на успешность бизнеса могут влиять различные факторы, но мне кажется, что во всех случаях ключевым все-таки является эффективность бизнеса.

Поэтому еще на стадии создания бизнеса нужно сразу же думать о его эффективности. Аналогичное утверждение можно отнести и к развитию бизнеса. Развивая и масштабируя бизнес, ни в коем случае нельзя забывать об эффективности. Таким образом, нужно стремиться создать по-настоящему эффективную бизнес-машину.

Я занимаюсь консалтингом с 1995 года. За это время я видел очень много компаний и групп. Могу сказать, что, к сожалению, уже не один десяток лет наблюдаю тотальную неэффективность деятельности многих наших организаций.

Любопытно, что даже кризисы не могут заставить наши компании заниматься повышением эффективности, хотя кризисы стали возникать все чаще и чаще. Казалось бы, кризисы должны быть тем самым пинком под зад, которого не хватает многим нашим компаниям, но почему-то такого не происходит. Не возникает той самой встряски, которая по логике должна быть в мозгах владельцев бизнеса.

Есть разные способы повышения экономической эффективности бизнеса. Некоторые из них требуют проведения серьезной работы, а некоторые вообще не напряжны, но ими почему-то не пользуются. Кстати, примеры некоторых способов повышения эффективности компаний можно найти в книге «Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности», а также в статье «Примеры повышения эффективности, улучшения управляемости и системного развития компании».

Согласен с тем, что может быть оправданной стратегия компании, когда в самом начале она пытается любыми способами как-то обосноваться на рынке даже в ущерб эффективности. Но все-равно должен настать момент, когда приоритет нужно сместить в область эффективности, поскольку в противном случае компания долго не протянет. Точнее говоря, может быть и протянет, но она вряд ли будет успешной.

Да, такую стратегию создания бизнеса используют некоторые компании, хотя я считаю, что лучше с раннего «детства» приучать компанию к эффективности.

Почему же так важна эффективность бизнеса и почему нужно стремиться различными способами повышать эффективность предприятия?

Да потому что только эффективная компания способна обеспечивать потребителей качественными продуктами и услугами по выгодным ценам, а своих сотрудников – высоким уровнем оплаты труда.

Таким образом, эффективная деятельность компании позволяет обеспечить выгодными условиями и клиентов (они получат качественные продукты/услуги по приемлемым ценам), и владельцев бизнеса (они получат больше дивидендов), и сотрудников (они получат достойную оплату своего труда). Правда, нужно отдавать себе отчет в том, то высокая эффективность деятельности не дается просто так. Да, в некоторых случаях, как уже отмечалось выше, повысить эффективность можно и за счет достаточно простых шагов. Но все же значительного повышения эффективности, как правило, можно достичь за счет каких-то более существенных усилий.

Также стоит отметить, что повышение эффективности может создавать определенные неудобства для кого-то из внутренней или внешней среды компании, но если эти неудобства доходчиво объяснить и обосновать, то они не должны создать больших проблем. Описание такого примера ЗНАЧИТЕЛЬНОГО повышения эффективности деятельности можно найти в статье «Эффективность и выгодные условия сотрудничества требуют жертв».

Нужно отметить еще одну поразительную особенность многих наших компаний. Почему-то они часто бросаются в крайности.

Одна крайность – это когда компании вообще не задумываются о повышении эффективности деятельности и эффективности управления. Экономическая эффективность таких компаний и групп, конечно же, незначительная.

Другая крайность – это когда компании так заморачиваются построением супер-пупер системы управления, что эффективность деятельности, как не странно это может показаться на первый взгляд, может быть даже ниже, чем у тех, которые вообще данному вопросу не уделяют внимания.

Конечно же, первая крайность встречается гораздо чаше, чем вторая, но все-таки подобные ситуации тоже могут возникать на практике. Как раз об одном из таких случаев я сейчас кратко расскажу.

Однажды к нам обратилась компания с целью помочь ей в подготовке к проекту по постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета. Я здесь не буду рассказывать о том через какое место был организован данный проект. При желании об этом можно прочитать в статье «Анализ (диагностика) системы бюджетирования и управленческого учета. Что важнее: качество или сроки?».

Здесь же я хочу обратить внимание на то с какой эффективностью работала данная компания и как там была организована система управления. У этой компании (точнее говоря, это крупный вертикально-интегрированный холдинг) рентабельность продаж составляла 0.14%. Напомню, что рентабельность продаж рассчитывается путем деления чистой прибыли на выручку компании. Рентабельность продаж показывает сколько копеек с рубля продаж зарабатывает компания.

Я на всякий случай уточню – рентабельность продаж этого холдинга тогда была 0.14%. Чтобы избежать неправильного понимания, я напишу словами: ноль целых четырнадцать сотых процента. Т.е. 0.14 – это не коэффициент, соответствующий 14%. Это именно 0.14%. Иными словами, этот холдинг зарабатывал ДЕСЯТУЮ часть копейки с рубля продаж.

При этом в компании было три этажа умников, которые занимались построением «эффективной» системы управления. К нам обратилась предводительница всех этих умников – топ-менеджер, отвечающий за эффективную систему управления.

Кстати, когда я предложил ей принять участие в проекте по созданию серии книг «Эффективная бизнес-машина», то она отказалась, сославшись на то, что эффективность сейчас уже не модная концепция. Вместо этого она основную ставку делает на … если честно, я даже не стал запоминать эту хрень, потому что это была какая-то муть от очередного зарубежного «гуру». Кстати, я не перестаю удивляться тому, как многие компании (не только в России, но и в Мире) до сих пор ведутся на всякую ерунду. Подробнее об этом можно прочитать в статье «BSC, KPI, BUM и т.д. или как пудрить мозги».

Это предложение я ей сделал еще до командировки. Только после командировки я понял, что, мягко говоря, оно было сделано не по адресу – было бы смешно издавать книгу о компании, которая работает с рентабельностью продаж 0.14%)).

Если эта компания захочет зарабатывать больше, не повышая эффективность деятельности, то ей придется поднимать цены.

Кстати, нужно отметить, что за неэффективную работу компаний платят именно потребители. Именно покупатели компенсируют раздутые и неэффективные затраты компаний. Очевидно, что подобные ситуации очень часто возникают при монопольном положении компании или в случае картельного сговора крупных компаний, имеющих большие доли рынка.


Итак, какими бы модными и самыми «новыми» методиками и концепциями развития бизнеса не увлекалась компании, все равно она не сможет стать успешной, если не научится быть эффективной. Потому что, как уже было отмечено, только эффективный бизнес способен поставлять на рынок качественные товары и услуги по привлекательным ценам и обеспечивать своих сотрудников достойной оплатой их труда.

Конечно же, компания может использовать различные подходы к развитию своего бизнеса и системы управления, но без эффективной работы все эти подходы мало что дадут. Поэтому именно эффективность является ключевым фактором успешности бизнеса.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =