Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Франчайзинг" > Оцифровка бизнеса – важнейшее условие успешности франшизы
Хаим Фельдман, Денис Кудинов, авторы книги "Франчайзинг – идеальная бизнес-машина? Пособие по выбору франшизы"
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Одно из важнейших правил любого бизнеса – это четко считать (деньги, время, усилия, количество действий и еще множество всевозможных параметров). Это необходимо для того, чтобы в любой момент времени мы точно знали свое истинное положение и могли корректировать курс движения. Ведь если корабль движется без навигационных приборов, карты, компаса и понимания, какие точные координаты цели, – он вряд ли достигнет конечной точки и будет вечно дрейфовать в океане.
Если какие-то консультанты, старшие товарищи или наставники Вам говорят, что это невозможно посчитать (маркетинговые усилия, эффективность работы, удовлетворенность и лояльность клиента и т.д.), ссылаясь на то, что это виртуально или нужно ориентироваться на свои ощущения, – Вы должны сразу понять, что это совет дилетанта. Профессионал Вам всегда скажет, что любой бизнес – это цифры, показатели. Оцифровывать в бизнесе необходимо всё. Давайте разберем на примерах.
Работа уборщицы (например, сколько Вам стоит протереть один стол в Вашем кафе на протяжении рабочей смены).
Работа секретаря (многие считают, что секретарь просто должен быть и нет четких параметров оценки работы и его эффективности). Как правило, более 40 % времени расходуется неэффективно. А это уже неоправданные траты бизнеса. Или сокращать ставку, или давать дополнительные функции.
Работа официанта: многие считают, что если пустой зал, то официант должен просто сидеть и ждать. Забывая о том, что каждый час, минута ему оплачены. Если мы просто сидим и ждем, то мы неэффективно используем свой ресурс. Как правило, официанты – это молодые люди, которые все свободное время на работе проводят в смартфоне. Почему бы это не использовать во благо собственного бизнеса? В этом случае, например, можно дать официантам задачу фотографировать зал, меню, готовые блюда и размещать эти фотографии с хештегами в социальных сетях. В итоге Вы эффективно используете время официантов и получаете дополнительную маркетинговую активность.
Считать нужно не только эффективность времени работников, считать нужно всё. Какой наиболее выгодный интервал по доставке сырья (т.к. склад стоит денег, а продукт может быть скоропортящийся – неправильно выбранный интервал увеличивает себестоимость Ваших товаров или услуг)?
Оцифровывается также качество закупаемого сырья или инструментов. Скажете, звучит нелогично? Вот Вам маленький пример.
Есть швабра, ведро и простая тряпка, которую надо отжимать руками. Но есть современное приспособление – ведро на колесиках с полуавтоматическим отжимом, специализированная тряпичная насадка. Все это стоит в 5 раз дороже, но долговечность использования в 10 раз больше, простота использования уменьшает нагрузку на сотрудника, работающего с данным инвентарем, – уборка той же самой площади займет в 3 раза меньше времени и будет более качественной. Посчитав все эти показатели, мы четко видим на цифрах, что, купив более дорогие инструменты, резко уменьшаем себестоимость уборки на квадратный метр. Оцифровав данный процесс, мы пришли к выводу, что более технологичные инструменты снижают себестоимость услуги.
Качество – величина относительная, и нет возможности четко определить его достаточный уровень. Но когда мы сравниваем и оцифровываем сам процесс – становится понятно, какой продукт является более качественным.
Подытожим: всё в бизнесе можно и необходимо оцифровывать. Это дает Вам четкое понимание, что Вы делаете и что надо сделать, чтобы улучшить свои дальнейшие перспективы.
Всё это мы Вам рассказываем для того, чтобы, планируя покупку франшизы, Вы знали: первое, на что стоит обратить внимание, это оцифровка всех процессов и их проекция – они обязаны быть во франчайзи-буке и в финансово-экономических моделях, которые представляют Вам.
Как пример – это франшиза Макдоналдс, где каждое действие и качество инструментов товаров переведены в цифры.
Важно: если на вопрос, а как часто проводится уборка? сколько человек должно проходить мимо выбранного места? какая частота поставок? – у франчайзера нет четких ответов или он отвечает: "Нужно действовать по ощущениям, смотреть по обстановке, в данном вопросе нет четких правил" и т.д., то большой вопрос в успешности этой франшизы.
Запомните, франшиза – это четкие инструкции, правила, очередность действий, которые необходимо выполнять в точности. Иначе это не успешная франшиза, а просто идея бизнеса, и не обязательно успешного.
Для того, чтобы Ваш бизнес хорошо функционировал, Вы должны самостоятельно переводить и считать любое действие в деньгах. Затраченное время также стоит денег. Есть стоимость сотрудника в месяц – а значит, можно посчитать, сколько он стоит Вам каждую минуту.
В нашей практике встречалось множество предпринимателей, которые покупали франшизу и даже не вели точного подсчета, сколько денег потратили на открытие точки.
Если Вы не считаете деньги, то у Вас их нет. Необходимо вести подсчет, начиная от сумм, затраченных на открытие точки, заканчивая ежедневными показателями эффективности каждого сотрудника и Вашей в частности: возможно, стоит заменить Вас профессиональным управляющим, и бизнес будет зарабатывать больше? И Вы как владелец заработаете больше?
А если у Вас нет опыта задавания правильных вопросов франчайзерам и самому себе, а также Вы не знаете, как получать на них цифровые ответы, то Вам необходимо обратиться к независимым профессионалам.
Подробнее о франчайзинге можно прочитать в книге Хаима Фельдмана и Дениса Кудинова "Франчайзинг – идеальная бизнес-машина? Пособие по выбору франшизы". В этой же книге можно найти подробные примеры финансовых моделей для нескольких бизнесов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Оцифровка бизнеса – важнейшее условие успешности франшизы
Если какие-то консультанты, старшие товарищи или наставники Вам говорят, что это невозможно посчитать (маркетинговые усилия, эффективность работы, удовлетворенность и лояльность клиента и т.д.), ссылаясь на то, что это виртуально или нужно ориентироваться на свои ощущения, – Вы должны сразу понять, что это совет дилетанта. Профессионал Вам всегда скажет, что любой бизнес – это цифры, показатели. Оцифровывать в бизнесе необходимо всё. Давайте разберем на примерах.
Работа уборщицы (например, сколько Вам стоит протереть один стол в Вашем кафе на протяжении рабочей смены).
Работа секретаря (многие считают, что секретарь просто должен быть и нет четких параметров оценки работы и его эффективности). Как правило, более 40 % времени расходуется неэффективно. А это уже неоправданные траты бизнеса. Или сокращать ставку, или давать дополнительные функции.
Работа официанта: многие считают, что если пустой зал, то официант должен просто сидеть и ждать. Забывая о том, что каждый час, минута ему оплачены. Если мы просто сидим и ждем, то мы неэффективно используем свой ресурс. Как правило, официанты – это молодые люди, которые все свободное время на работе проводят в смартфоне. Почему бы это не использовать во благо собственного бизнеса? В этом случае, например, можно дать официантам задачу фотографировать зал, меню, готовые блюда и размещать эти фотографии с хештегами в социальных сетях. В итоге Вы эффективно используете время официантов и получаете дополнительную маркетинговую активность.
Считать нужно не только эффективность времени работников, считать нужно всё. Какой наиболее выгодный интервал по доставке сырья (т.к. склад стоит денег, а продукт может быть скоропортящийся – неправильно выбранный интервал увеличивает себестоимость Ваших товаров или услуг)?
Оцифровывается также качество закупаемого сырья или инструментов. Скажете, звучит нелогично? Вот Вам маленький пример.
Есть швабра, ведро и простая тряпка, которую надо отжимать руками. Но есть современное приспособление – ведро на колесиках с полуавтоматическим отжимом, специализированная тряпичная насадка. Все это стоит в 5 раз дороже, но долговечность использования в 10 раз больше, простота использования уменьшает нагрузку на сотрудника, работающего с данным инвентарем, – уборка той же самой площади займет в 3 раза меньше времени и будет более качественной. Посчитав все эти показатели, мы четко видим на цифрах, что, купив более дорогие инструменты, резко уменьшаем себестоимость уборки на квадратный метр. Оцифровав данный процесс, мы пришли к выводу, что более технологичные инструменты снижают себестоимость услуги.
Качество – величина относительная, и нет возможности четко определить его достаточный уровень. Но когда мы сравниваем и оцифровываем сам процесс – становится понятно, какой продукт является более качественным.
Подытожим: всё в бизнесе можно и необходимо оцифровывать. Это дает Вам четкое понимание, что Вы делаете и что надо сделать, чтобы улучшить свои дальнейшие перспективы.
Всё это мы Вам рассказываем для того, чтобы, планируя покупку франшизы, Вы знали: первое, на что стоит обратить внимание, это оцифровка всех процессов и их проекция – они обязаны быть во франчайзи-буке и в финансово-экономических моделях, которые представляют Вам.
Как пример – это франшиза Макдоналдс, где каждое действие и качество инструментов товаров переведены в цифры.
Важно: если на вопрос, а как часто проводится уборка? сколько человек должно проходить мимо выбранного места? какая частота поставок? – у франчайзера нет четких ответов или он отвечает: "Нужно действовать по ощущениям, смотреть по обстановке, в данном вопросе нет четких правил" и т.д., то большой вопрос в успешности этой франшизы.
Запомните, франшиза – это четкие инструкции, правила, очередность действий, которые необходимо выполнять в точности. Иначе это не успешная франшиза, а просто идея бизнеса, и не обязательно успешного.
Для того, чтобы Ваш бизнес хорошо функционировал, Вы должны самостоятельно переводить и считать любое действие в деньгах. Затраченное время также стоит денег. Есть стоимость сотрудника в месяц – а значит, можно посчитать, сколько он стоит Вам каждую минуту.
В нашей практике встречалось множество предпринимателей, которые покупали франшизу и даже не вели точного подсчета, сколько денег потратили на открытие точки.
Если Вы не считаете деньги, то у Вас их нет. Необходимо вести подсчет, начиная от сумм, затраченных на открытие точки, заканчивая ежедневными показателями эффективности каждого сотрудника и Вашей в частности: возможно, стоит заменить Вас профессиональным управляющим, и бизнес будет зарабатывать больше? И Вы как владелец заработаете больше?
А если у Вас нет опыта задавания правильных вопросов франчайзерам и самому себе, а также Вы не знаете, как получать на них цифровые ответы, то Вам необходимо обратиться к независимым профессионалам.
Подробнее о франчайзинге можно прочитать в книге Хаима Фельдмана и Дениса Кудинова "Франчайзинг – идеальная бизнес-машина? Пособие по выбору франшизы". В этой же книге можно найти подробные примеры финансовых моделей для нескольких бизнесов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.