Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля


Сделай это с умом – попади сразу в цель!

 
Новое на сайте


Статья Александра Карпова "Основные этапы продажи бизнеса"






Виды бизнеса > Бизнес по оказанию услуг > Консультация, консалтинг, консультирование > Консалтинговые проекты: как их можно выполнять

Консалтинговые проекты: как их можно выполнять

Александр Карпов, руководитель открытого интернет-проекта smart-venture.ru, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля"

В данной статье речь идет об организации, так сказать, производственного процесса в консалтинговом бизнесе. То есть о том, как собственно оказывать консалтинговые услуги, выполнять консалтинговые проекты и т.д.

Да, безусловно, продвижение и продажа консалтинга – это очень важные функции, но не нужно же еще забывать и о производстве. Нужно помнить важное отличие услуг от товаров. Ведь на продаже услуг дело не заканчивается. Необходимо научиться эффективно и качественно оказывать консалтинговые услуги.

Кстати, качественное выполнение производственного процесса может положительно сказаться и на продажах. В консалтинге очень хорошо может работать так называемое "сарафанное радио".

Итак, производственный процесс в консалтинговом бизнесе можно организовать по-разному. Процесс оказания консультационных услуг, конечно же, зависит от выбранной стратегии консалтингового бизнеса.

Мне кажется, что для небольшого консалтингового стартапа лучше выбрать такую производственную стратегию, когда консультационные услуги оказывает сам предприниматель – владелец консалтингового бизнеса. В принципе на начальных порах он может полностью сам выполнять весь консалтинговый проект.

Если работаешь с крупным клиентом, то для выполнения такого проекта может потребоваться команда, но вряд ли первыми заказчиками у вас будут крупные компании. Клиенты малого и среднего бизнеса вполне нормально относятся к тому, что консалтинговый проект для них выполняет один консультант, а не целая команда. К тому же они понимают, что чем больше консультантов занято в проекте, тем дороже его стоимость. Малый и средний бизнес (в отличие от крупного) уже более-менее научился считать деньги.

Кстати, я и сам до сих пор некоторые консалтинговые проекты выполняю один, и это совершенно не смущает ни клиентов, ни тем более меня самого. Так что нет ничего страшного в том, что какое-то время вы будете выполнять консалтинговые проекты в одиночку.

Для дальнейшего масштабирования консалтингового бизнеса опять-таки есть разные производственные стратегии, которые, кстати, зависят и от продуктовой стратегии консалтингового бизнеса (на какие именно консалтинговые продукты будет ориентироваться консалтинговая компания).

Один консалтинговый проект может совершенно спокойно выполнять один консультант. Даже два консалтинговых проекта один консультант может делать параллельно без потери качества. Выполнять одному консультанту одновременно три проекта (и более) уже гораздо сложнее. Для этого нужна команда консультантов или хотя бы помощники.

Хотя в каких-то консалтинговых проектах можно выполнять роль руководителя проекта и основного консультанта, а в каких-то – быть просто консультантом или экспертом, к которому обращаются по мере необходимости (то есть в этом случае загрузка не такая большая как при полностью самостоятельном выполнении проекта).

Кстати, развивать консалтинговый бизнес постепенно можно как раз с помощью бизнес-помощников. В данном случае правильнее вести речь о помощниках консультантов, у которых есть перспектива в будущем стать консультантами.

Такая стратегия постепенного развития малого бизнеса на самом деле актуальна для многих стартапов, а не только для консалтинга. Зачастую у начинающего предпринимателя нет финансовой возможности содержать штат сотрудников. Практически все функции приходится выполнять самому. Со временем один человек просто уже не справляется, поэтому в такой ситуации и можно взять себе помощника (одного или даже нескольких).

Есть еще один вариант производственной стратегии (который, кстати, можно сочетать и с другими) для консалтингового бизнеса. При необходимости можно набирать временную команду для выполнения консалтингового проекта. Временную, потому что, как уже было отмечено выше, зачастую консалтинговые стартапы не могут себе позволить содержать в штате консультантов, которые могут быть не все время загружены на 100%.

В таком случае можно привлекать специалистов на проектной основе. Откуда их взять? Это могут быть ваши знакомые, имеющие постоянную работу, но желающие дополнительно заработать. Кстати, это могут быть ваши бывшие коллеги с прошлой работы.

А может быть (если вы выберете практически безрисковую стратегию созданию консалтингового бизнеса) это будут ваши нынешние коллеги, если вы пока еще сами не ушли с наемной работы, но уже начали постепенно запускать свой консалтинговый стартап. Да, такой вариант тоже возможен, хотя некоторым он кажется маловероятным. На самом деле это вполне реально. Я сам знаю несколько консалтинговых компаний, которые начинали свою деятельность таким вот образом.

Возможен и другой вариант выполнения консалтинговых проектов. Он возможен, когда консалтинговый бизнес создается не одиночку, а вместе с бизнес-партнерами. В таком случае у консалтинговой компании уже сразу будет команда, то есть штат консультантов, но им не нужно сразу же платить оклады.

Такая команда консультантов будет работать на результат, поскольку их оплата напрямую зависит от успешности консалтингового бизнеса. Если не будет проектов, то консультанты ничего не заработают. Так что, создавая консалтинговую компанию с партнерами, можно сэкономить на затратах на персонал. Но в любом решении есть как плюсы, так и минусы. Ни для кого не секрет, что нередко возникают конфликты между бизнес-партнерами. В некоторых случаях они могут привести даже к развалу бизнеса.

На самом деле есть такое мнение, что построить крупную и успешную консалтинговую компанию практически невозможно, если не использовать принципы бизнес-партнерства. В соответствии с данными принципами консультанты, работающие в компании, со временем должны становиться партнерами, то есть совладельцами консалтингового бизнеса, даже если они не участвовали в его создании, а пришли в компанию, когда она уже успешно работала.

Такая стратегия используется для того, чтобы заинтересовать успешных консультантов – так сказать, "привязать" их к консалтинговой компании. В противном случае со временем они могут перейти на работу в другую консалтинговую компанию или даже создать свой консалтинговый бизнес и стать конкурентами.

Итак, есть разные варианты организации производственных бизнес-процессов в консалтинговом бизнесе. К сожалению, нет какой-то одой правильной производственной стратегии в консалтинге. Возможно, вам при создании своей консалтинговой компании придется попробовать несколько вариантов, прежде чем вы поймете, какой именно вам больше всего подходит. Хотя на разных стадиях развития консалтингового бизнеса может использоваться своя производственная стратегия.


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru