Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля


Сделай это с умом – попади сразу в цель!

 



Виды бизнеса > Бизнес по оказанию услуг

Бизнес по оказанию услуг

Некоторые виды бизнеса в сфере услуг являются малорискованными и не требующими каких-то существенных инвестиций. Хотя есть такие направления бизнеса по оказанию услуг, которые напротив могут требовать значительных вложений, и связаны с рисками.

Таким образом, бизнесы в сфере услуг могут существенно отличаться друг от друга. Тем не менее, у них есть несколько общих моментов, которые и будут рассмотрены на данной странице сайта.

Поскольку часть бизнесов по оказанию услуг (в частности консалтинг) действительно являются малозатратными, многие начинающие предприниматели свои первые стартапы запускают именно в сфере услуг.

Бизнес по оказанию услуг: краткое описание и отличительные особенности

Большая часть бизнесов в сфере услуг является проектной, а не процессной. То есть компании такого типа зарабатывают прибыль, выполняя проекты.

Даже если у таких компаний могут быть постоянные клиенты, то каждая работа, выполняемая для этих клиентов, может рассматриваться как отдельный проект.

Например, компания может заниматься оказанием рекламных услуг. У нее может быть несколько постоянных клиентов, но при этом каждая рекламная кампания, организуемая для них, может являться конкретным проектом. При этом у каждого такого проекта может быть свой отдельный бюджет, у которого и доходная и расходная части могут отличаться.

Среди компаний, оказывающих услуги, могут быть и процессные. Например, компании занимающиеся обслуживанием компьютерной техники, могут брать со своих клиентов какую-то фиксированную сумму (абонентская плата) за выполнение определенных работ.

Парикмахерские и салоны красоты тоже можно считать процессными видами бизнеса в сфере услуг.

Компании, оказывающие бухгалтерские услуги, также могут работать по принципу процессных компаний – они могут брать фиксированные суммы со своих клиентов за выполнения определенных РЕГУЛЯРНЫХ работ.

На самом деле в рамках одной компании, оказывающей услуги, могут быть проектные и процессные виды деятельности. Но все же в большинстве случаев бизнесы в сфере услуг являются проектными.

Бизнес компаний, оказывающих услуги строится на решении следующих основных задач:
  • поиск покупателя (клиента);
  • оказание услуги (выполнение работ);
  • поиск ресурсов, необходимых для оказания услуг.

    Компании, работающие в сфере услуг: примерная организационно-функциональная структура и концепция организации бизнеса

    Как и в любом виде бизнеса компании, оказывающие услуги, могут быть большими и маленькими. Но, чаще всего таким бизнесом занимаются именно небольшие компании.

    Одна из причин отсутствия большого количества крупных компаний в сфере услуг заключается в проблеме масштабирования и контроле такого бизнеса. Для таких бизнесов весьма проблематично построить систему владельческого контроля. Поэтому достаточно часто такими бизнесами управляют сами собственники.

    Поэтому организационно-функциональная структура компаний из сферы услуг может состоять всего из одного (или нескольких) человека, который и занимается решением основных трех задач (поиск покупателя, оказание услуги и поиск ресурсов).

    Понятно, что немало зависит от объемов выполняемых работ, а значит и времени, которое нужно потратить на выполнение всех основных бизнес-процессов.

    Поэтому в компаниях, оказывающих услуги, может работать и несколько десятков человек, и/или часть функций данные компании могут отдавать на аутсорсинг.

    Предприятия сферы услуг: примерная структура активов и пассивов

    Для некоторых видов бизнеса по оказанию услуг наличие собственных или арендованных основных средств не является обязательным. Для них достаточно иметь компьютер, модем, принтер и телефон. Формально эти затраты в официальной бухгалтерской отчетности могут быть списаны в расходы, если их стоимость не превышает официально установленного ограничения.

    Хотя в управленческом учете компьютеры и оргтехника могут признаваться долгосрочными активами компании.

    В некоторых случаях без долгосрочных активов не обойтись. Например, если речь идет об уже вышеупомянутых салонах красоты или о компаниях, оказывающих различные виды ремонтных и сервисных работ.

    В общем, для некоторых видов бизнеса в сфере услуг основные средства просто необходимы, поэтому их нужно будет либо приобрести (в кредит или в лизинг) либо взять в аренду.

    Таким образом, основные статьи активов у компаний сферы услуг*:
  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • авансы, выданные поставщикам.

    * у некоторых видов данного бизнеса будут еще и основные средства, а также расходные материалы.

    Основные статьи источников финансирования (пассивов) компаний из сферы услуг:
  • кредиторская задолженность;
  • авансы полученные;
  • кредиты;
  • собственные средства (уставный капитал; капитал, инвестированный учредителями**; нераспределенная прибыль).

    ** формально в бухгалтерской отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.

    Компании сферы услуг: примерная структура расходов

    Как правило, существенную долю затрат в бизнесе сферы услуг занимает заработная плата сотрудников.

    Хотя если компания по оказанию услуг придерживается активной маркетинговой стратегии, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в суммарных затратах.

    Управленческие расходы, как правило, имеют незначительную долю в затратах.

    Также в компаниях сферы услуг могут быть и %% за кредит, особенно в тех видах бизнеса, которые нуждаются в основных средствах.

    Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику компании чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.

    Примерная схема финансовых потоков компаний сферы услуг

    Если компания, оказывающая услуги, занимается процессной деятельностью, то у нее более-менее регулярные финансовые потоки (и поступления, и выплаты).

    В компаниях сферы услуг, занимающихся проектной деятельностью, финансовые потоки (особенно в части поступлений) могут иметь нерегулярный характер, да и суммы могут существенно отличаться в различные периоды. Соответственно и динамика финансовых потоков может значительно отличаться в разные отчетные периоды.

    Многое определяется объемом оказываемых услуг за отчетный период и суммами договоров. При выходе на определенный объем деятельности финансовый результат и финансовые потоки компаний, оказывающих услуги, становятся более регулярными.

    Основные причины потребности в кредитных ресурсах компаний, оказывающих услуги

    В основном в кредитах нуждаются те компании из сферы услуг, для осуществления деятельности которых нужны дорогие основные средства. Для остальных компаний, занимающихся данным видом бизнеса, потребность в кредитах может быть минимальной или вообще отсутствовать.

    Хотя в некоторых случаях для раскрутки таких бизнесов могут потребоваться немалые вложения. В таких ситуациях предприниматели тоже могут прибегать к кредитным ресурсам.

    Например, одним из эффективных каналов продвижения компаний сферы услуг является сайт. Если действительно в самом начале деятельности требуется очень навороченный сайт, то на его создание и последующую рекламу, а также продвижение могут потребоваться немаленькие суммы.

    Хотя нужно отметить, что многие начинающие предприниматели, запускающие стартапы в бизнесе по оказанию услуг, стараются обходиться без кредитов.


    Итак, на данной странице сайта содержится информация, которая может быть использована стартаперами, планирующими запустить бизнес в сфере услуг.

    Дополнительные материалы о бизнесе по оказанию услуг:
  • "Раскрутка бизнесов по оказанию профессиональных услуг";
  • "Опыт создания бизнеса в сфере услуг";
  • "Консультация, консалтинг, консультирование".

    
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru