Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Что препятствует инновационной активности субъектов микро- и малого предпринимательства

Что препятствует инновационной активности субъектов микро- и малого предпринимательства

Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы книги "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)"

Для понимания в целом инновационного процесса и выработки государственной политики в области инноваций представляется важным выявить факторы, сдерживающие развитие инновационной активности предприятий малого бизнеса. Существует целый ряд возможных причин, замедляющих или отрицательно сказывающихся на инновационной деятельности предприятий, на их экономических результатах.

Имеющийся мировой опыт позволяет считать, что к таким причинам относятся «…экономические факторы, такие, как высокие цены или отсутствие спроса, внутренние факторы предприятия вроде отсутствия квалифицированного персонала или знаний, а также нормативные факторы, например, регламенты или налоговые правила» (1).

(1) Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Перевод с англ. - Изд. 2-е исп. - М., 2010

Эти показатели относятся к числу наиболее важных, но при этом наиболее трудно определяемых показателей инновационной активности предприятий. В Руководстве Осло говорится, что «…рекомендуется собирать данные о препятствиях инновационной деятельности, проявившихся в период обследования, и об их относительной значимости. Вопросы о том, что мешает инновационной деятельности, нужно задавать как инновационным, так и неинновационным предприятиям».

Учитывая международный опыт, в нашей стране Росстат осуществляет наблюдение за инновационной деятельностью предприятий в Российской Федерации на основе ряда статистических форм.

Основными из них являются: ежегодная форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организаций» для крупных и средних предприятий, представляемая раз в 2 года. Форма № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» для малых предприятий (за исключением микропредприятий).

Форма № 4 содержит сведения о видах инновационной продукции по уровню новизны и по уровню конкурентоспособности, о результатах инновационной деятельности организации, объеме инновационной деятельности, об источниках финансирования и типах инноваций, а также о продукции (услугах), факторах, препятствующих инновациям.

Кроме того, она содержит сведения о затратах на технологические инновации по видам деятельности, затратах на организационные, маркетинговые и экологические инновации.

Форма № 2-МП инновация является сильно усеченной версией формы №4-инновация. Она содержит: сведения о видах инновационной продукции по уровню новизны; о затратах на технологические инновации по видам деятельности; об источниках финансирования за отчетный год и о численности работников предприятия.

Микропредприятия, обладающие значительной инновационной активностью, при этом остаются вообще вне рамок статистических исследований. При этом в Руководстве Осло говорится: «Инновационная деятельность может иметь место в статистических единицах разных размеров – малых, средних и крупных. Для того, чтобы учитывать инновационную деятельность самых малых единиц, рекомендуется включать в изучаемую совокупность как минимум все статистические единицы с численностью персонала от 10 человек.

В отдельных секторах, таких, как строительство или розничная торговля, этот порог может быть выше. В некоторых обследованиях может, напротив, оказаться полезным включать в изучаемую совокупность и единицы с менее, чем десятью работниками.

Инновационная деятельность в самых малых единицах ряда секторов, таких, как высокотехнологичные производства и наукоемкие услуги, может представлять значительный интерес с политической точки зрения».

По К.С. Уваровой, получить представление о факторах, мешающих инновациям у субъектов микро- и малого бизнеса, можно, воспользовавшись информацией, содержащейся в форме № 4 – инновации. В ней предлагается оценить влияние общеэкономических (спрос, конкуренция и т.п.), внутренних (недостаток квалифицированного персонала, нехватка информации о рынке сбыта и т.д.) и других факторов по пятибалльной шкале.

Всего отслеживается 19 факторов, сгруппированных в три класса.

Перечень факторов, препятствующих инновациям, отражаемый в российской практике статистического мониторинга:
  • экономические факторы:
         – недостаток собственных денежных средств;
         – недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
         – недостаток кредитов или прямых инвестиций;
         – низкий спрос на новые товары, работы, услуги;
         – высокая стоимость нововведений;
         – высокий экономический риск;
         – высокая конкуренция на рынке;
  • внутренние факторы:
         – низкий инновационный потенциал организации;
         – недостаток квалифицированного персонала;
         – недостаток информации о новых технологиях;
         – недостаток информации о рынках сбыта;
         – неразвитость кооперационных связей;
         – несоответствие приоритетам организации;
  • другие факторы:
         – недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
         – неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги);
         – неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности;
         – отложенность эффектов научно-технических нововведений;
         – регуляторные риски, связанные с обеспечением постоянства качества сельскохозяйственной продукции;
         – природно-климатические, биологические риски, связанные с живыми системами, используемыми в сельскохозяйственной деятельности.

    Субъекты предпринимательства, ведущие инновационную деятельность, оценивают факторы, которые создают препятствия в повышении их инновационной активности, с учетом трех предшествующих лет. Оценка значимости факторов определяется по пятибалльной шкале: 1 – незначительный или малосущественный фактор; 2 – значительный фактор; 3 – основной или решающий фактор; 4 – затрудняюсь с ответом; 5 – данный фактор отсутствует.

    На наш взгляд, наиболее значимыми факторами, мешающими инновационной активности именно малых, в том числе и микропредприятий, являются внутренние факторы. Руководители малых предприятий испытывают страх потерять собственный доход, внедрив ту или иную инновацию, у них не хватает специальных знаний в области инновационной деятельности. Устранение организационно-психологических барьеров, повышение квалификации руководителей и персонала – пути повышения инновационного потенциала малого бизнеса.

    На основе данных, собираемых Росстатом, лишь приблизительно можно оценить уровень инновационной активности малого предпринимательства в стране и причины, мешающие развитию инноваций. Такое положение вещей делает невозможным принятие верных управленческих решений по развитию малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях. Инновационная деятельность микро- и малого бизнеса нуждается в дополнительном изучении.

    По нашему мнению, необходимо дальнейшее совершенствование статистики инноваций с обязательным охватом предприятий малого бизнеса, с входящими в него микропредприятиями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, реализующими инновационные проекты. Поскольку именно инновационный малый бизнес способствует развитию инновационной культуры, формированию специалистов, ориентированных на работу с инновациями. Как правило, инновационные микро- и малые предприятия служат стартовой площадкой будущих крупных предприятий.

    Следовательно, можно сказать, что выявление и устранение факторов, препятствующих инновационной активности субъектов малого (в том числе микро) предпринимательства, напрямую положительно влияют на социально-экономическое развитие страны.


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    51 + = 54