Технология создания и развития эффективного бизнеса > Виды бизнеса > Бизнес по оказанию услуг
Александр Карпов, основатель проекта smart-venture.ru, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"
Некоторые виды бизнеса в сфере услуг являются малорискованными и не требующими каких-то существенных инвестиций. Хотя есть такие направления бизнеса по оказанию услуг, которые напротив могут требовать значительных вложений, и связаны с рисками.
Таким образом, бизнесы в сфере услуг могут существенно отличаться друг от друга. Тем не менее, у них есть несколько общих моментов, которые и будут рассмотрены на данной странице сайта.
Поскольку часть бизнесов по оказанию услуг (в частности консалтинг) действительно являются малозатратными, многие начинающие предприниматели свои первые стартапы запускают именно в сфере услуг.
Большая часть бизнесов в сфере услуг является проектной, а не процессной. То есть компании такого типа зарабатывают прибыль, выполняя проекты.
Даже если у таких компаний могут быть постоянные клиенты, то каждая работа, выполняемая для этих клиентов, может рассматриваться как отдельный проект.
Например, компания может заниматься оказанием рекламных услуг. У нее может быть несколько постоянных клиентов, но при этом каждая рекламная кампания, организуемая для них, может являться конкретным проектом. При этом у каждого такого проекта может быть свой отдельный бюджет, у которого и доходная и расходная части могут отличаться.
Среди компаний, оказывающих услуги, могут быть и процессные. Например, компании занимающиеся обслуживанием компьютерной техники, могут брать со своих клиентов какую-то фиксированную сумму (абонентская плата) за выполнение определенных работ.
Парикмахерские и салоны красоты тоже можно считать процессными видами бизнеса в сфере услуг.
Компании, оказывающие бухгалтерские услуги, также могут работать по принципу процессных компаний – они могут брать фиксированные суммы со своих клиентов за выполнения определенных РЕГУЛЯРНЫХ работ.
На самом деле в рамках одной компании, оказывающей услуги, могут быть проектные и процессные виды деятельности. Но все же в большинстве случаев бизнесы в сфере услуг являются проектными.
Бизнес компаний, оказывающих услуги строится на решении следующих основных задач: поиск покупателя (клиента);
оказание услуги (выполнение работ);
поиск ресурсов, необходимых для оказания услуг.
Как и в любом виде бизнеса компании, оказывающие услуги, могут быть большими и маленькими. Но, чаще всего таким бизнесом занимаются именно небольшие компании.
Одна из причин отсутствия большого количества крупных компаний в сфере услуг заключается в проблеме масштабирования и контроле такого бизнеса. Для таких бизнесов весьма проблематично построить систему владельческого контроля. Поэтому достаточно часто такими бизнесами управляют сами собственники.
Поэтому организационно-функциональная структура компаний из сферы услуг может состоять всего из одного (или нескольких) человека, который и занимается решением основных трех задач (поиск покупателя, оказание услуги и поиск ресурсов).
Понятно, что немало зависит от объемов выполняемых работ, а значит и времени, которое нужно потратить на выполнение всех основных бизнес-процессов.
Поэтому в компаниях, оказывающих услуги, может работать и несколько десятков человек, и/или часть функций данные компании могут отдавать на аутсорсинг.
Для некоторых видов бизнеса по оказанию услуг наличие собственных или арендованных основных средств не является обязательным. Для них достаточно иметь компьютер, модем, принтер и телефон. Формально эти затраты в официальной бухгалтерской отчетности могут быть списаны в расходы, если их стоимость не превышает официально установленного ограничения.
Хотя в управленческом учете компьютеры и оргтехника могут признаваться долгосрочными активами компании.
В некоторых случаях без долгосрочных активов не обойтись. Например, если речь идет об уже вышеупомянутых салонах красоты или о компаниях, оказывающих различные виды ремонтных и сервисных работ.
В общем, для некоторых видов бизнеса в сфере услуг основные средства просто необходимы, поэтому их нужно будет либо приобрести (в кредит или в лизинг) либо взять в аренду.
Таким образом, основные статьи активов у компаний сферы услуг*: денежные средства;
дебиторская задолженность;
авансы, выданные поставщикам.
* у некоторых видов данного бизнеса будут еще и основные средства, а также расходные материалы.
Основные статьи источников финансирования (пассивов) компаний из сферы услуг: кредиторская задолженность;
авансы полученные;
кредиты;
собственные средства (уставный капитал; капитал, инвестированный учредителями**; нераспределенная прибыль).
** формально в бухгалтерской отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.
Как правило, существенную долю затрат в бизнесе сферы услуг занимает заработная плата сотрудников.
Хотя если компания по оказанию услуг придерживается активной маркетинговой стратегии, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в суммарных затратах.
Управленческие расходы, как правило, имеют незначительную долю в затратах.
Также в компаниях сферы услуг могут быть и %% за кредит, особенно в тех видах бизнеса, которые нуждаются в основных средствах.
Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику компании чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.
Если компания, оказывающая услуги, занимается процессной деятельностью, то у нее более-менее регулярные финансовые потоки (и поступления, и выплаты).
В компаниях сферы услуг, занимающихся проектной деятельностью, финансовые потоки (особенно в части поступлений) могут иметь нерегулярный характер, да и суммы могут существенно отличаться в различные периоды. Соответственно и динамика финансовых потоков может значительно отличаться в разные отчетные периоды.
Многое определяется объемом оказываемых услуг за отчетный период и суммами договоров. При выходе на определенный объем деятельности финансовый результат и финансовые потоки компаний, оказывающих услуги, становятся более регулярными.
В основном в кредитах нуждаются те компании из сферы услуг, для осуществления деятельности которых нужны дорогие основные средства. Для остальных компаний, занимающихся данным видом бизнеса, потребность в кредитах может быть минимальной или вообще отсутствовать.
Хотя в некоторых случаях для раскрутки таких бизнесов могут потребоваться немалые вложения. В таких ситуациях предприниматели тоже могут прибегать к кредитным ресурсам.
Например, одним из эффективных каналов продвижения компаний сферы услуг является сайт. Если действительно в самом начале деятельности требуется очень навороченный сайт, то на его создание и последующую рекламу, а также продвижение могут потребоваться немаленькие суммы.
Хотя нужно отметить, что многие начинающие предприниматели, запускающие стартапы в бизнесе по оказанию услуг, стараются обходиться без кредитов.
Итак, на данной странице сайта содержится информация, которая может быть использована стартаперами, планирующими запустить бизнес в сфере услуг.
Дополнительные материалы о бизнесе по оказанию услуг: "Раскрутка бизнесов по оказанию профессиональных услуг";
"Опыт создания бизнеса в сфере услуг";
"Консультация, консалтинг, консультирование";
"Салон красоты".
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Бизнес по оказанию услуг
Некоторые виды бизнеса в сфере услуг являются малорискованными и не требующими каких-то существенных инвестиций. Хотя есть такие направления бизнеса по оказанию услуг, которые напротив могут требовать значительных вложений, и связаны с рисками.
Таким образом, бизнесы в сфере услуг могут существенно отличаться друг от друга. Тем не менее, у них есть несколько общих моментов, которые и будут рассмотрены на данной странице сайта.
Поскольку часть бизнесов по оказанию услуг (в частности консалтинг) действительно являются малозатратными, многие начинающие предприниматели свои первые стартапы запускают именно в сфере услуг.
Бизнес по оказанию услуг: краткое описание и отличительные особенности
Даже если у таких компаний могут быть постоянные клиенты, то каждая работа, выполняемая для этих клиентов, может рассматриваться как отдельный проект.
Например, компания может заниматься оказанием рекламных услуг. У нее может быть несколько постоянных клиентов, но при этом каждая рекламная кампания, организуемая для них, может являться конкретным проектом. При этом у каждого такого проекта может быть свой отдельный бюджет, у которого и доходная и расходная части могут отличаться.
Среди компаний, оказывающих услуги, могут быть и процессные. Например, компании занимающиеся обслуживанием компьютерной техники, могут брать со своих клиентов какую-то фиксированную сумму (абонентская плата) за выполнение определенных работ.
Парикмахерские и салоны красоты тоже можно считать процессными видами бизнеса в сфере услуг.
Компании, оказывающие бухгалтерские услуги, также могут работать по принципу процессных компаний – они могут брать фиксированные суммы со своих клиентов за выполнения определенных РЕГУЛЯРНЫХ работ.
На самом деле в рамках одной компании, оказывающей услуги, могут быть проектные и процессные виды деятельности. Но все же в большинстве случаев бизнесы в сфере услуг являются проектными.
Бизнес компаний, оказывающих услуги строится на решении следующих основных задач:
Компании, работающие в сфере услуг: примерная организационно-функциональная структура и концепция организации бизнеса
Одна из причин отсутствия большого количества крупных компаний в сфере услуг заключается в проблеме масштабирования и контроле такого бизнеса. Для таких бизнесов весьма проблематично построить систему владельческого контроля. Поэтому достаточно часто такими бизнесами управляют сами собственники.
Поэтому организационно-функциональная структура компаний из сферы услуг может состоять всего из одного (или нескольких) человека, который и занимается решением основных трех задач (поиск покупателя, оказание услуги и поиск ресурсов).
Понятно, что немало зависит от объемов выполняемых работ, а значит и времени, которое нужно потратить на выполнение всех основных бизнес-процессов.
Поэтому в компаниях, оказывающих услуги, может работать и несколько десятков человек, и/или часть функций данные компании могут отдавать на аутсорсинг.
Предприятия сферы услуг: примерная структура активов и пассивов
Хотя в управленческом учете компьютеры и оргтехника могут признаваться долгосрочными активами компании.
В некоторых случаях без долгосрочных активов не обойтись. Например, если речь идет об уже вышеупомянутых салонах красоты или о компаниях, оказывающих различные виды ремонтных и сервисных работ.
В общем, для некоторых видов бизнеса в сфере услуг основные средства просто необходимы, поэтому их нужно будет либо приобрести (в кредит или в лизинг) либо взять в аренду.
Таким образом, основные статьи активов у компаний сферы услуг*:
* у некоторых видов данного бизнеса будут еще и основные средства, а также расходные материалы.
Основные статьи источников финансирования (пассивов) компаний из сферы услуг:
** формально в бухгалтерской отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.
Компании сферы услуг: примерная структура расходов
Хотя если компания по оказанию услуг придерживается активной маркетинговой стратегии, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в суммарных затратах.
Управленческие расходы, как правило, имеют незначительную долю в затратах.
Также в компаниях сферы услуг могут быть и %% за кредит, особенно в тех видах бизнеса, которые нуждаются в основных средствах.
Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику компании чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.
Примерная схема финансовых потоков компаний сферы услуг
В компаниях сферы услуг, занимающихся проектной деятельностью, финансовые потоки (особенно в части поступлений) могут иметь нерегулярный характер, да и суммы могут существенно отличаться в различные периоды. Соответственно и динамика финансовых потоков может значительно отличаться в разные отчетные периоды.
Многое определяется объемом оказываемых услуг за отчетный период и суммами договоров. При выходе на определенный объем деятельности финансовый результат и финансовые потоки компаний, оказывающих услуги, становятся более регулярными.
Основные причины потребности в кредитных ресурсах компаний, оказывающих услуги
Хотя в некоторых случаях для раскрутки таких бизнесов могут потребоваться немалые вложения. В таких ситуациях предприниматели тоже могут прибегать к кредитным ресурсам.
Например, одним из эффективных каналов продвижения компаний сферы услуг является сайт. Если действительно в самом начале деятельности требуется очень навороченный сайт, то на его создание и последующую рекламу, а также продвижение могут потребоваться немаленькие суммы.
Хотя нужно отметить, что многие начинающие предприниматели, запускающие стартапы в бизнесе по оказанию услуг, стараются обходиться без кредитов.
Итак, на данной странице сайта содержится информация, которая может быть использована стартаперами, планирующими запустить бизнес в сфере услуг.
Дополнительные материалы о бизнесе по оказанию услуг:
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.