Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести книги и методики

Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел «Создание и развитие бизнеса с помощью бизнес-школы для предпринимателей» > Основные проблемы бизнес-школ для предпринимателей

Основные проблемы бизнес-школ для предпринимателей

Александр Карпов, основатель проекта smart-venture.ru, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля"

Сейчас в Мире и в России уже очень много бизнес-школ. Правда, основная доля всех этих бизнес-школ обучает своих учеников в основном менеджменту. Бизнес-школ, где обучают начинающих предпринимателей именно созданию и развитию бизнеса, по-прежнему очень мало.

При этом мировая и российская статистика свидетельствует о том, что созданием бизнеса занимаются только 15-20% выпускников бизнес-школ. В чем же причины такого низкого результата? Почему подавляющее большинство выпускников так и не решается на запуск собственного бизнеса?

В своем интервью, данному порталу smart-venture.ru («Современный предприниматель в России должен быть немного панком») я уже отмечал, что основными причинами такой нерадостной статистики являются лень и страх.

Основные проблемы бизнес-школ для предпринимателей В данной статье я хотел бы более подробно разобраться в причинах таких низких статистических показателей большинства бизнес-школ для предпринимателей.

Что касается лени, то вряд ли какая-то бизнес-школа сможет раскачать ленивого человека и убедить его в необходимости создания собственного бизнеса. Здесь практически все зависит от конкретного человека. А вот в части устранения страха я считаю, что бизнес-школа может помочь в решении данной задачи.

Мне кажется, что основная проблема бизнес-школ для предпринимателей заключаются в том, что они не могут убедить своих учеников в эффективности предлагаемой технологии создания и развития бизнеса.

По-моему, вряд ли 80-85% выпускников бизнес-школ являются ленивыми людьми (то есть они не пытаются создавать свой бизнес только из-за лени). Ведь эти люди проявили инициативу и поступили в бизнес-школу. К тому же во многих бизнес-школах есть определенная процедура отбора – претендентам еще нужно доказать, что они достойны обучаться в бизнес-школе. Так что вряд ли учеников бизнес-школ для предпринимателей можно считать ленивыми людьми.

Поэтому скорее всего все-таки основной проблемой является страх (хотя и лень тоже нельзя не принимать во внимание). Выпускники бизнес-школ почему-то боятся создавать свой бизнес.

Эти люди вкладывают приличные деньги в обучение (в некоторых бизнес-школах стоимость обучения достигает «космических» сумм), но после его завершения почему-то так и не решаются на создание своего бизнеса. Казалось бы, заплатив немалые деньги за обучение они серьезно настроены на запуск своего бизнеса, но почему-то, закончив обучение, все-таки не запускают свой стартап. Почему? Это же, мягко говоря, нелогично.

Если рассуждать логически, то основная причина скорее всего заключается в том, что выпускники бизнес-школ для предпринимателей не уверены в эффективности технологии создания и развития бизнеса, которой их обучали.

Кроме того, проблема может заключаться еще в качестве и эффективности обучения в бизнес-школах. Если обучение проходит на высоком уровне, то почему тогда львиная доля выпускников не приступают к созданию своего бизнеса?

Выпускники бизнес-школ почему-то боятся это делать. У них до начала обучения были страхи, но и после обучения они не исчезли. Значит, обучение на самом деле было не таким крутым, как оно представлялось в рекламных материалах.

Еще одной причиной может быть отсутствие какой-то реальной поддержки и помощи, оказываемой выпускникам бизнес-школы. Если после завершения обучения у них сохранился страх и неуверенность, да при этом еще нет никакой поддержки, то, естественно, это не будет способствовать появлению новых стартапов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными проблемами большинства бизнес-школ для предпринимателей (из-за которых они так и не решаются на создание своего бизнеса) являются (см. Рис. 1):
  • некачественное и неэффективное обучение;
  • неуверенность в эффективности предлагаемой технологии создания и развития бизнеса;
  • отсутствие помощи и поддержки выпускникам бизнес-школ.

    Рис. 1. Основные проблемы бизнес-школ для предпринимателей

    Основные проблемы бизнес-школ для предпринимателей

    Некачественное и неэффективное обучение

    В некоторых бизнес-школах сформирована целая сборная солянка из преподавателей, причем некоторые из них могут противоречить друг другу. Зачастую это делается для того, чтобы набрать как можно больше часов, показав ученикам бизнес-школы какая у них крутая программа и как-то обосновать очень высокую стоимость обучения. В таких бизнес-школах может не быть одного основного преподавателя, который бы вел своих учеников по всем учебным блокам и в конце концов помогал в проектировании своего бизнеса.

    Кстати, нередко в таких бизнес-школах приводят немало ярких примеров (кейсов) успешного создания бизнеса. Часть таких примеров может быть совсем экзотическими. Дело в том, что реальная бизнес-практика в основном состоит их рутины, а не из таких вот ярких (порой похожих на нереальные) примеров. Нередко эти примеры связаны с зарубежной, а не отечественной практикой.

    Здесь можно привести аналогию с бизнес-литературой. По-прежнему в книгах наших авторов можно встретить кейсы, перепечатанные из зарубежных книг. Своих бизнес-примеров у таких авторов может почти и не быть. Вообще-то это должно насторожить читателей, но это не всегда происходит. Аналогичное замечание можно сделать и в отношении преподавателей, которые в основном приводят только зарубежные кейсы и не рассказывают об отечественном опыте создания и развития эффективного бизнеса.

    В общем, преподавательский состав бизнес-школ, а также их программы обучения могут быть одной из причин из-за которой выпускники не решаются на создание своего бизнеса.

    Неуверенность в эффективности предлагаемой технологии создания и развития бизнеса

    Устранению страха у учеников бизнес-школы также может мешать отсутствие эффективной технологии создания и развития успешного бизнеса. Если после завершения обучения выпускники остались неуверенными в том, что предложенная им технология позволит создать по-настоящему эффективный бизнес, они скорее всего не станут запускать свой стартап.

    В ходе обучения в бизнес-школе ее ученикам должна быть представлена технология, позволяющая создать эффективный бизнес и систему управления. Как известно, развитие и масштабирование бизнеса невозможно без эффективного менеджмента. Поэтому предлагаемая технология должна позволять создавать бизнес и развивать его до масштабов крупной компании.

    Причем технология должна позволять создавать успешный и эффективный бизнес даже при самых неблагоприятных условиях. В таком случае выпускники бизнес-школ не будут годами ждать удачного случая для запуска своего бизнеса.

    Для того чтобы ученики бизнес-школы для предпринимателей убедились в эффективности предлагаемой им технологии создания и развития бизнеса желательно, чтобы в программу обучения входила не только методическая, но и практическая часть.

    Если в процессе обучения ученики примут участие в создании бизнеса с нуля, то они смогут на практике оценить предлагаемую им технологию создания и развития эффективного бизнеса.

    Таким образом, при выборе бизнес-школы для предпринимателей нужно выяснять если ли в программе практическая часть, в рамках которой все ученики смогут принять участие в создании бизнеса с нуля, чтобы оценить эффективность предлагаемой технологии. Если такая практическая часть предусмотрена, то это, безусловно, увеличит вероятность того, что большая часть выпускников решится на создание своего бизнеса, поскольку это уменьшит страх перед неопределенностью.

    Если же такой практической части нет, то это будет одной из причин, из-за которой большинство выпускников бизнес-школы не станет запускать свой стартап.

    Отсутствие помощи и поддержки выпускникам бизнес-школ

    Наконец, еще одной причиной отказа от создания собственного бизнеса после завершения обучения в бизнес-школе является отсутствие помощи и поддержки ее выпускникам. Все-таки у многих выпускников бизнес-школ для предпринимателей остается немало сомнений в том, что им удастся создать эффективный бизнес. Чтобы устранить все эти сомнения у них должна быть уверенность в том, что бизнес-школа и ее стратегические партнеры будут им помогать и после завершения обучения.

    Большинство же бизнес-школ после окончания обучения просто дают очень красивые дипломы и, по сути, машут ручкой своим выпускникам, отправляя их в свободное плавание. Все-таки большинство выпускников хотели бы рассчитывать хоть на какую-то поддержку и помощь бизнес-школы, особенно если они создают свой первый бизнес.

    Таким образом, бизнес-школа должна помогать выпускникам в создании и развитии их бизнеса. Это придаст выпускникам дополнительную уверенность, и они с большей вероятностью будут заниматься созданием и развитием своего бизнеса.


    Итак, в данной статье рассмотрены основные проблемы большинства бизнес-школ для предпринимателей. Эти проблемы приводят к тому, что, закончив обучение, многие выпускники так и не становятся предпринимателями. Для того чтобы после завершения обучения с большой вероятностью решиться на создание собственного бизнеса при выборе бизнес-школы желательно принимать во внимание каким образом устраняются (или не устраняются) эти проблемы. Очевидно, что выбор нужно делать в пользу той бизнес-школы, где нет всех рассмотренных здесь проблем.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    20 − = 10