Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести книги и методики

Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел «Создание и развитие бизнеса с помощью бизнес-школы для предпринимателей» > Как выбрать бизнес-школу для предпринимателей

Как выбрать бизнес-школу для предпринимателей

Александр Карпов, основатель проекта smart-venture.ru, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля"

Как выбрать бизнес-школу для предпринимателей В данной статье речь идет о том, как выбирать бизнес-школу именно для предпринимателей, то есть такую бизнес-школу, в которой учат тому, как создавать и развивать свой бизнес. На самом деле желательно, чтобы бизнес-школа не только учила, но и готовила к созданию своего бизнеса (этот важный аспект процесса обучения в бизнес-школе еще будет рассмотрен ниже).

Бизнес-школа действительно должна помогать в создании и развитии бизнеса. Поэтому обучение в бизнес-школе для предпринимателей может считаться еще одним способом создания бизнеса с нуля.

Итак, в данной статье будут рассмотрены все ключевые факторы, которые, на мой взгляд, должны приниматься во внимание теми, кто хочет создать свой бизнес с помощью знаний, навыков и опыта, полученных в бизнес-школе. Безусловно, к этому списку критериев вы можете добавить и свои. Возможно, какой-то вы даже вычеркните, потому что он вам может показаться несущественным.

Факторы, которые, по моему мнению, обязательно нужно принимать во внимание при выборе бизнес-школы для предпринимателей (см. Рис. 1):
  • технология создания и развития эффективного бизнеса, которую предлагает бизнес-школа;
  • процесс и программа обучения в бизнес-школе;
  • состав учащихся бизнес-школы и их отбор;
  • ведущий(ие) бизнес-школы;
  • поддержка бизнес-школы (и ее партнеров) своих учеников;
  • стоимость обучения в бизнес-школе.

    Рис. 1. Основные факторы, которые нужно учитывать при выборе бизнес-школы для предпринимателей

    Основные факторы, которые нужно учитывать при выборе бизнес-школы для предпринимателей

    Технология создания и развития эффективного бизнеса

    Безусловно, первое что нужно изучить, это технология создания и развития эффективного бизнеса, которой бизнес-школа будет обучать своих учеников и будет предлагать своим выпускникам использовать для запуска и развития их стартапов.

    Это очень важный фактор, который в значительной степени определяет успех будущих стартапов выпускников бизнес-школы. К сожалению, многие наши начинающие предприниматели вообще не имеют никого представления о том, что необходимо использовать такую технологию, чтобы создать и развить по-настоящему эффективный бизнес. Они действуют по наитию, что в подавляющем большинстве случаев приводит к скорому закрытию бизнеса (многие стартаперы не могут продержаться и года).

    В общем, бизнес-школа для предпринимателей должна обучать своих учеников определенной технологии создания и развития эффективного бизнеса. При этом у всех желающих должна быть возможность заранее ознакомиться с этой технологией.

    Если на сайте бизнес-школы предпринимателей нет описания технологии, а на вопрос о том, как с ней можно ознакомиться, вам скажут, что это их ноу-хау, коммерческая тайна и т.д., то с большой вероятностью никакой технологии у них нет.

    Или может быть другая ситуация – на сайте бизнес-школы может быть описание технологии (или ее могут направить по электронной почте по запросу), но это описание может состоять всего лишь из пары экранов или страничек. Нормальная технология создания и развития эффективного бизнеса должна быть описана очень подробно. Скажем так, ее описания должно хватить на отдельную книгу, причем не тоненькую минимально возможного (так сказать, карманного) формата.

    Для примера, на портале smart-venture.ru Вы можете найти подробное описание рассматриваемой здесь технологии. Для нее выделен отдельный раздел на сайте – «Технология создания и развития эффективного бизнеса». Как видите, в этом разделе очень много различных материалов. Их, кстати, хватило на отдельную книгу – «Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля». Данная книга регулярно переиздается, совершенствуется (с учетом практического опыта), детализируется и т.д.

    Процесс и программа обучения в бизнес-школе

    Несомненно, важнейшее значение имеет и то, как организован процесс обучение и чему конкретно обучают в бизнес-школе. Причем все это нужно оценивать с точки зрения того, как это поможет создать и развить эффективный бизнес с нуля.

    Вы ведь хотите создать свой бизнес и сделать из него в будущем успешную и эффективную компанию. Ваша цель – не прослушать как можно больше различных курсов и получить красивую бумажку (имеется в виду диплом об окончании), а создать эффективный бизнес с нуля и понимать, как дальше вам его нужно будет развивать.

    Поэтому в бизнес-школе должны обучать той самой технологии создания и развития эффективного бизнеса, о которой шла речь в предыдущем пункте. При этом в процессе обучения обязательно должна быть и методическая, и практическая часть.

    Когда сидишь на занятиях и слушаешь преподавателя может возникнуть ложное ощущение того, что все вроде бы понятно. Но когда начинаешь делать, то появляется большое кол-во вопросов. Понятно, что как бы не был организован процесс обучения в бизнес-школе для предпринимателей, когда стартапер начнет работу над своим бизнес-проектом, у него все равно возникнут вопросы (на которые пока нет ответов), но количество этих вопросов можно существенно уменьшить, если практическую часть обучения организовать определенным образом.

    Очень часто практическая часть обучения в бизнес-школах организована примерно так. Учащиеся решают большое количество абстрактных задач по каждому разделу программы обучения. Да, это позволяет организаторам увеличить количество учебных часов (в том числе и для того, чтобы обосновать высокую стоимость обучения), но не позволяет ученикам получить те самые практические навыки и опыт, которые так необходимы начинающим стартаперам.

    Поэтому, если все-таки не забывать об основной цели прохождения обучения в бизнес-школе предпринимателей (создание и развитие своего бизнеса), то практическую часть лучше организовать таким образом, чтобы все учащиеся, прежде чем запускать свой стартап, сначала смогли бы опробовать все этапы технологии создания и развития эффективного бизнеса.

    К примеру, в бизнес-школе «Первая школа предпринимателей» прежде, чем приступать к проработке своих бизнес-проектов, все ученики сначала принимают участие в создании с нуля нового бизнеса. Естественно, на это уходит немало времени. В частности, все ученики школы выполняют большой объем домашней работы, поскольку создание бизнеса требует много времени.

    После этого (участия в создании бизнеса с нуля) они переходят к детальной проработке своих бизнес-проектов и только затем к их запуску (в случае успешной защиты своих стартапов, что и является той самой дипломной работой). Таким образом, выпускники данной бизнес-школы максимально подготовлены к созданию и развитию своего эффективного бизнеса.

    В конце рассмотрения данного фактора (который нужно обязательно учитывать при выборе бизнес-школы предпринимателей) хочу еще кратко обратить внимание на сам формат обучения. Сейчас все большую популярность набирает онлайн-обучение. Не хочу навязывать свою точку зрения по данному вопросу. Возможно, я в данном аспекте излишне консервативен, но мне кажется, что формат онлайн-обучения не подходит для бизнес-школы предпринимателей.

    Я считаю, что одна из причин такой популярности онлайн-обучения – это попытка больше заработать за счет привлечения как можно большего количества людей, не обращая внимания на то, насколько им будет удобно проходить обучение и насколько полезным оно для них окажется.

    Состав учащихся бизнес-школы и их отбор

    Возможно, кому-то покажется, что данный фактор не является таким уж существенным, чтобы нужно было его учитывать при выборе бизнес-школы для предпринимателей. Те, кто ни разу не обучался в бизнес-школе, действительно с большой вероятностью могут так подумать, хотя на самом деле от состава учащихся зависит эффективность процесса обучения, а значит и вероятность достижения конечной цели – успешный запуск выпускниками своего стартапа.

    Дело в том, что некоторые бизнес-школы для увеличения своей прибыли принимают в свои ученики всех желающих, не проводя какого-то предварительного отбора и не предъявляя каких-либо требований. Более того, они еще и утверждают, что у них такая уникальная программа обучения, которая может быть одновременно полезна для различных категорий обучающихся, с разным уровнем подготовки и т.д.

    Лично я в такой универсализм не верю. Впрочем, если вести речь о каких-то курсах по менеджменту, то в таком случае можно частично согласится с тем, что они могут быть одновременно полезными для учеников из разных целевых групп, с разным уровнем подготовки и т.д. Это связано с тем, что подобные курсы по понятным причинам носят, скажем так, общий характер. Да, они могут быть многим полезными (естественно, не на все 100%), но никто из участников не ждет от таких курсов чего-то экстраординарного. К тому же цели таких курсов в основном связаны с повышением и систематизацией знаний о какой-то предметной области, получением некоторых практических навыков, но не более.

    В данном случае мы ведем речь о бизнес-школах для предпринимателей, поэтому состав учащихся является уже более критичным фактором, который все-таки нужно принимать во внимание.

    Учениками бизнес-школы для предпринимателей могут быть три основные группы учащихся:
  • те, кто интересуется созданием своего бизнеса (возможно, уже много лет), но на самом деле пока еще серьезно не настроены на запуск своего стартапа;
  • те, кто очень хочет запустить свой бизнес и возлагают большие надежды на бизнес-школу;
  • те, кто уже запустил свой бизнес, но не доволен результатами и полагают, что бизнес-школа позволит им решить существующие проблемы.

    Понятно, что первая группа, как правило, автоматически отсеивается при очень высокой стоимости обучения. Хотя есть и такие представители данной группы, которых не отпугивает даже высокая цена.

    Очевидно, что первая и третья группы не смогут быть полноценными учениками бизнес-школы для предпринимателей. Правда, по разным причинам. Первая группа – из-за своей неактивности и может быть даже лени, а третья – из-за своей большой загруженности.

    Если в бизнес-школе для предпринимателей очень напряженная программа и процесс обучения (а именно такими они и должны быть – см. предыдущий пункт), то первая и третья из перечисленных выше группы участников просто не потянут обучение.

    Тем самым они подведут и своих коллег по бизнес-школе, да и сами не будут удовлетворены результатами обучения.

    Если в бизнес-школе есть очень серьезная практическая часть (например, освоение технологии при создании бизнеса в ходе обучения), то ученикам нужно будет выполнять большое количество практической работы. Первая группа учеников будет любыми способами отмазываться от выполнения данной работы, а третья – просто не будет физически успевать.

    Если до обучения в бизнес-школе человек уже запустил свой стартап, то у него практически все время будет уходить на него, особенно если это малый и тем более микро-бизнес. Такие люди скорее всего и на все занятия не смогут приходить, не говоря уже о выполнении какой-то домашней работы.

    Так что обучение нормально смогут пройти только те, кто действительно хотят создать свой бизнес (а не просто рассуждают об этом, возможно, уже не один год) и имеют свободное время. То есть на момент обучения могут работать по найму или вообще временно не работать.

    Если бизнес-школа заявляет, что она одинаково хорошо подходит для всех возможных категорий учащихся, то с большой вероятностью она лукавит.

    Например, в бизнес-школу «Первая школа предпринимателей» принимают только тех, кто относится ко второй из вышеперечисленных категорий учащихся, да и то берут не всех подряд. Существует определенная процедура отбора учеников.

    Ведущий(ие) бизнес-школы

    Естественно, от тех, кто непосредственно проводит обучение в бизнес-школах, тоже немало зависит. Очевидно, что ведущие бизнес-школ для предпринимателей должны хорошо владеть технологией создания и развития эффективного бизнеса, а также обладать опытом запуска успешных стартапов.

    Кроме того, у них должен быть и опыт в преподавании. Ведь они могут быть хорошими специалистами, но если они не могут внятно доносить до людей информацию и прививать им практические навыки, то эффективность обучения будет низкой.

    Еще нужно обратить внимание на то, сколько будет преподавателей в программе обучения бизнес-школы. В некоторых бизнес-школах почему-то считают, что когда из преподавателей собрана сборная солянка, то это очень круто.

    Зачастую это приводит к тому, что программа обучения состоит из каких-то несвязанных между собой кусков. В некоторых случаях разные преподаватели в каких-то вопросах могут даже противоречить друг другу.

    Кроме того, нужно помнить о главной цели прохождения обучения в бизнес-школе предпринимателей. С точки зрения этой цели гораздо удобнее и эффективнее будет в том случае, когда у каждого потока учеников будет один основной преподаватель. Он будет вести всех учащихся от начала и до конца обучения, которое должно завершаться проработкой бизнес-проектов всеми учениками школы.

    Да, он может при необходимости привлекать к обучению каких-то узкопрофильных специалистов, но основную часть программы обучения должен вести один человек.

    Одна из причин, почему в некоторых бизнес-школах у одной группы учащихся есть много преподавателей, связана с тем, чтобы создать видимость масштабности программы обучения. Это также позволяет обосновать завышенную стоимость обучения.

    Поддержка бизнес-школы (и ее партнеров) своих учеников

    Как бы эффективно не было бы организовано обучение, желательно, чтобы бизнес-школа помогала в создании и развитии эффективного бизнеса. На самом деле помощь учащимся может оказывать не только бизнес-школа, но и ее стратегические партнеры.

    Если бизнес-школа заявляет, что она оказывает помощь и поддержку своим ученикам, то необходимо уточнять в чем конкретна она заключается.

    Особое внимание следует уделять той поддержке и помощи, которую бизнес-школа (и ее партнеры) оказывает своим ученикам уже после завершения обучения.

    Помощь своим ученикам бизнес-школа может оказывать на разных этапах создания и развития бизнеса: проведение исследований при проработке своего бизнес-проекта, реализация маркетинговой, рекламной и PR стратегии, привлечение финансирования для запуска стартапа и дальнейшего развития компании и т.д.

    Стоимость обучения в бизнес-школе

    Стоимость обучения в бизнес-школе я здесь привожу в самом конце не потому, что данный фактор имеет наименьшее значение. Просто для того, чтобы понять является ли стоимость обоснованной нужно сначала изучить все вышеперечисленные факторы.

    К сожалению, в нашей стране большая стоимость продукта или услуги вовсе не гарантирует высокого качества. Об этом не нужно никогда забывать. Нужно поменьше внимания обращать на бренд и побольше на суть, то есть на все те факторы, которые были описаны в предыдущих пунктах данной статьи.

    При изучении предложений различных бизнес-школ я сам не раз обращал внимание на то, что при стоимости обучения, превышающей полмиллиона рублей, я не мог оценить ее адекватность тому, что предлагалось получить за такие деньги.

    На сайте таких бизнес-школ я не находил детального описания технологии создания и развития эффективного бизнеса, которой они обучают.

    Программа обучения или вообще не представлена на сайте, или она описана очень кратко, или в ней просто перечислены какие-то позиции с указанием количества учебных часов.

    Описания практической части обучения чаще всего вообще нет. Просто есть типовые фразы о том, что их бизнес-школа имеют ярко выраженную практическую направленность и все.

    Зачастую нет четкого описания целевой аудитории и процедуры отбора. Создается впечатление, что в бизнес-школу берут всех подряд, кто сможет оплатить. В общем-то, это логично. При такой высокой стоимости обучения нужно хвататься за каждого желающего)).

    Нередко нет подробного описания преподавателей, поэтому сложно оценить уровень преподавательского состава. Да и вообще не понятно, будет ли один основной преподаватель, который будет вести учеников от начала и до запуска стартапа, или это будет сборная солянка – каждый отчитает свою часть и все.

    Наконец, очень редко присутствует описание того, как бизнес-школа (и ее партнеры) будут помогать своим ученикам на различных этапах создания и развития бизнеса.

    В общем, стоимость обучения нужно всегда сопоставлять с конкретным предложением и на основе этого уже делать вывод о целесообразности обучение именно в этой бизнес-школе.


    Итак, в данной статье кратко рассмотрены основные факторы, которые обязательно нужно принимать во внимание при выборе бизнес-школы для предпринимателей. Как уже было отмечено выше, вы можете расширить этот список, но все вышеперечисленные позиции обязательно нужно учитывать.

    Желаю всем успешного прохождения обучения в выбранной вами бизнес-школе, а также последующего создания и развития эффективного бизнеса!



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    − 4 = 6