Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Инновационный микробизнес

Инновационный микробизнес

Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы книги "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)"

Известно, что для малых предприятий главным конкурентным преимуществом являются инновации. Однако инновационной деятельности микропредприятий в Российской Федерации не уделяется должного внимания, поскольку микропредприятия считаются частью малого предпринимательства.

А.С. Серова и И.Ю. Чуракова в своей книге «Роль микропредприятий в инновационном развитии регионов РФ» подробно рассмотрели роль микропредприятий в инновационном развитии регионов России. Выдержки из этой работы будут приводиться и анализироваться ниже.

В этой книге отмечено: «Экономика, выбирающая инновационный путь развития, не может обойтись без предприятий микробизнеса, которые становятся важными субъектами инновационной деятельности и служат источником нововведений, генератором новых решений, а само их присутствие создает предпосылки к инновационному развитию национальной экономики. Предприятия микро- и малого бизнеса становятся важными субъектами инновационной деятельности, способствующими устойчивому развитию национальных инновационных систем и росту конкурентоспособности высокотехнологичного сектора национальных экономик.

Так, в товарном экспорте США на микро- и малый бизнес приходится около 16%, в Нидерландах, Германии, Японии – порядка 40%, во Франции – около 20%, а в таких странах, как Бельгия, Великобритания, Ирландия, Италия, Португалия, Швейцария инновационная активность предприятий микро, малого и среднего бизнеса в сфере услуг сопоставима с крупными компаниями. Многие субъекты малого бизнеса являются двигателями научно-технического прогресса. В США на них приходится порядка 50% экспортируемых страной лицензий. В Японии – свыше 20%, странах ЕС – до 40%. При этом почти все предприятия малого бизнеса (93%) в странах ЕС являются микропредприятиями».

В данной книге обращается особое внимание на отставание развития малого (в том числе микро) бизнеса в России от других стран: «По сравнению с развитыми странами в российской экономике доля малого и среднего бизнеса сравнительно невелика. По данным Росстата на 1 января 2015 г., в России зарегистрировано 2,1 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 43,3% от числа предприятий и организаций РФ. При этом так же, как и в странах ЕС, большую часть предприятий малого бизнеса составляют микропредприятия.

На долю микропредприятий приходится более 88% от общего числа предприятий малого и среднего бизнеса и более 30% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В рейтинге стран мира (143 страны) по показателю уровня развития инноваций Россия в 2014 г. занимала 49-е место, со значением индекса инноваций 39,1, который существенно меньше, чем у лидера – Швейцарии, со значением 64,8.

Удельный вес произведенной в России инновационной продукции (результат осуществления инноваций) уже много лет держится на уровне 5-7% от ВВП. По данным государственной статистики этот показатель, начиная с 2000 г. по 2016 г, не превышал 10%, тогда как в развитых странах доля инновационных предприятий составляет более 50% (Швейцария 73%, Германия 70%) и продолжает неуклонно расти».

А.С. Серовой и И.Ю. Чураковой подчеркивается, что «…основным звеном формирования инновационной экономики нашей страны является регион. Именно региональная среда во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке. Регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов, показывая в этом отношении существенное разнообразие. Регионы значительно отличаются по отношению к инновациям и уровню их внедрения.

Потенциал инновационного развития экономики ряда регионов определяется участием малых предприятий в разработке и внедрении инноваций. Например, в Курской области и Алтайском крае доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в этот период составила, соответственно, 12,1 и 13%, что примерно в 2,5 раза выше среднего уровня по России. Поэтому можно заключить, что деятельность микропредприятий, составляющих большую часть предприятий малого бизнеса, в регионах положительно влияет на инновационную активность регионов».

Анализируя данные, представленные в книге «Роль микропредприятий в инновационном развитии регионов РФ», можно сделать следующие выводы:
  • именно микропредприятия проявляют наибольшую инновационную активность среди предприятий малого бизнеса;
  • чем выше уровень экономического, образовательного и цифрового развития региона, тем больше интенсивность распределения микропредприятий по территории региона, что в целом положительно влияет на инновационную активность организаций;
  • без развития информационного потенциала территории, взаимосвязь инноваций и интенсивности распределения микропредприятий на этой территории, недостаточна;
  • значительное присутствие микропредприятий создает предпосылки для инновационной активности других предприятий региона.


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    35 − 31 =