Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Возникновение и развитие микропредприятий в России

Возникновение и развитие микропредприятий в России

Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы книги "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)"

Малый бизнес (с входящим в него микробизнесом) является важнейшим элементом нашей хозяйственной системы, создающим необходимые условия ее непрерывного развития. В нашей стране микро- и малые предприятия существуют давно и развиваются по собственному пути. Однако по сравнению с другими (страны ЕС, США) история их появления и развития не является такой же продолжительной.

Как отмечает доктор экономических наук С.В. Теребова: «Зарождение данного сектора экономики относят к концу 1980-х гг., что связано с появлением кооперативов, совместных предприятий. Проводимые в России реформы, становление основ рыночных отношений стали условием развития малого и среднего бизнеса, повышения его роли в экономике».

Законодательной базой для развития малого бизнеса и его легализации в нашей стране становится закон «О кооперации в СССР» (1988г.). В последующие годы развитие малого бизнеса обеспечивается Гражданским кодексом (1994г.), законом «О некоммерческих организациях» (1995г.) и другими регламентирующими требования к предприятиям малого бизнеса.

В дальнейшем начинают разрабатываться государственные программы, определяющие основные цели государственной политики, направленные на расширение мер по поддержке малого предпринимательства. Начиная с 2005 года, Минэкономразвития России реализует программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Из федерального бюджета выделяются целевые средства на мероприятия региональных программ содействия предпринимательству.

Микропредприятия впервые выделяются как самостоятельные субъекты малого предпринимательства в Федеральном законе от 24.07.2007 г. №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который введен в действие с 1 января 2008 г. Ранее они входили в состав малых предприятий, и отдельно их особенности не рассматривались.

В работах Л.С. Серовой и Ю.В. Чураковой показано развитие микропредприятий в 2008-2010гг. В частности, указано, что «…в 2008 г. на долю малых и средних предприятий приходилось всего лишь около 20% всех занятых, и совокупный оборот составил 29,4% от общего оборота предприятий и организаций. Микропредприятия в 2008 г. обеспечивали занятость 4219,8 тыс. человек, что составляет немного более 6% от среднегодовой численности занятых в экономике, а оборот компаний составил лишь 11,9% от общероссийского показателя».

Для микропредпринимателей этого периода развития характерна нацеленность на быстрый результат и на потребительский характер применения результата.

Если посмотреть на динамику удельного веса микропредприятий в экономических показателях (Табл. 1), то видно, что «…они существенно обгоняют малые предприятия. За три года доля микропредприятий увеличилась в 10 раз, а доля малых предприятий практически не изменилась.

Проблема микропредприятий – это прекращение по разным причинам их деятельности (как ликвидация, так и приостановление деятельности без последующего ее возобновления). На каждую сотню фактически осуществляющих в 2010 г. предпринимательскую деятельность юридических лиц, приходилось 130 недействующих, а на 100 работающих индивидуальных предпринимателей – 152 зарегистрированных, но не действующих. Более трети зарегистрированных микропредприятий приостановили свою деятельность (1378,3 тыс. единиц, 32,3%)».

Таблица 1. Удельный вес малых (без микропредприятий) и микропредприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций страны (в %)

Значения по годам и типам предприятий

2008

2009

2010

Малые

Микро

Малые

Микро

Малые

Микро

Число предприятий (на конец года)

5,92

22,32

4,64

28,01

5,56

59,83

Среднегодовая численность работников

9,84

6,83

9,17

7,42

12,37

11,85

Оборот предприятий

13,61

11,64

13,06

11,96

21,51

12,01


По-видимому, владельцы небольших компаний и предприниматели не могут конкурировать с крупными фирмами и корпорациями в жестких современных условиях. Анализ особенностей в развитии микропредприятий рассматриваются в работах И.В. Мухиной и С.В. Теребовой.

В данных книгах подчеркивается, что «…основу микро, малого и среднего бизнеса по количеству хозяйствующих субъектов, суммарно занимая 94,3%, составляют индивидуальные предприниматели (53,3%) и микропредприятия (41%). На ИП и микропредприятия приходится 55% численности занятых в исследуемом сегменте. При этом 52% оборота (выручки) субъектов предпринимательства от реализации товаров (работ и услуг) приходится на микро и малые (40%), и средние (12%) предприятия.

В целом по экономике доля микро, малых и средних предприятий в обороте предприятий, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается. В 2014 г. показатель равнялся 20,2%, что на 6,2 п.п. меньше, чем в 2005 г. На микропредприятия, малый и средний бизнес приходится только 5-6% общего объема основных средств и 5% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Доля численности работников, занятых в микропредприятиях, малом и среднем бизнесе, увеличилась с 2005 г. на 10,7 п.п. и в 2014 г. составила 23,6%. В то же время производительность труда здесь, по оценке Министерства экономического развития РФ, отстает от уровня развитых стран (США, Япония, стран ЕС) в 2–3 раза».

На особое значение микропредприятий, но низкие темпы роста в 2016-2018гг., указывает Е.С. Лебедева: «На данном этапе развития экономики в России микро- и малое предпринимательство приобретает особое значение, так как оно не требует крупных стартовых инвестиций и гарантируют высокую скорость оборотов ресурсов. Тем не менее доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего только около 20%. Однако, в таких развитых странах, как США, Англия, этот показатель около 50 %, а в Китае – 60 %. По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше».

Незначительным также является рост численности субъектов микро- и малого предпринимательства в России (Рис. 1).

Рис. 1. Статистика субъектов микро- и малого предпринимательства в России

Статистика субъектов микро- и малого предпринимательства в России

Реализация Минэкономразвития России ряда программ поддержки малого (в том числе микро) и среднего предпринимательства направлена на предоставление доступа малым и средним компаниям к государственным финансовым ресурсам (1).

(1) порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»

Так, в книге Теребовой С.В. «Состояние и особенности развития малого бизнеса в России» говорится: «За 2005-2016 гг. в рамках указанной программы из федерального бюджета в регионы страны было направлено порядка160 млрд. руб., число субъектов РФ, участвовавших в программе, увеличилось с 55 до 85. Согласно итогам ежегодно проводившегося аудита программы, прирост ВВП на 1 вложенный рубль составлял 39 руб. и оценивался в 607 млрд. руб. в год».

Введение механизма государственной поддержки закономерно ведет к увеличению сектора МСП (малое и среднее предпринимательство), но не может обеспечить его значительного роста из-за негативных последствий, связанных с нестабильностью налоговой политики. Вклад сектора малого предпринимательства в экономические показатели в западных странах существенно опережает вклад в экономику МкСП в РФ.

В упомянутой выше книге также отмечено, что основу микро-, малого и среднего бизнеса «…по количеству хозяйствующих субъектов, суммарно занимая 94,3%, составляют индивидуальные предприниматели (53,3%) и микропредприятия (41%). На ИП и микропредприятия приходится 55% численности занятых в исследуемом сегменте.

Доля численности работников, занятых в микро-, малом и среднем бизнесе, увеличилась с 2005 г. на 10,7 п.п. и в 2014 г. составила 23,6%. В то же время производительность труда здесь, по оценке Министерства экономического развития РФ, отстает от уровня развитых стран (США, Япония, страны ЕС) в 2-3 раза».

Подробный анализ причин незначительного роста микро- и малого предпринимательства в России рассмотрен в книге Лебедевой Е.С. «Развитие и роль микропредприятий в Российской Федерации. Экономика, управление, финансы: материалы IХ Mеждународной научной конференции». Наибольшие трудности представляют для предпринимателей административные и экономические барьеры:
1. Нестабильное законодательство, приводящее к большому количеству ошибок, имеющих последствия в виде штрафов и пеней, блокировки расчетных счетов предпринимателей.
2. Рост цен на сырье в результате роста курса рубля и высокие кредитные ставки.
3. Значительные издержки при прохождении административных процедур.
4. Высокие налоговые ставки. Соблазн отказаться от регистрации предприятия с целью уклонения от налогов.

Известно, что самыми популярными видами деятельности микропредприятий России являются:
  • торговля оптовая, розничная и ремонт транспортных средств;
  • строительство;
  • профессиональная деятельность, научная, техническая;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • обрабатывающие производства.

    Это подтверждает и статистика, проведенная Росстатом в 2017 году (Рис. 2).

    Рис. 2. Основные показатели деятельности микропредприятий по видам экономической деятельности в 2017 году в тыс. рублей

    Основные показатели деятельности микропредприятий по видам экономической деятельности в 2017 году в тыс. рублей

    В упомянутой выше книге также приводятся данные Росстата по статистическому наблюдению за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год, проведенному в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого (микро) и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обследовании участвовали все субъекты МСП России, включая индивидуальных предпринимателей.

    В книге указано: «Из 1 449 669 малых предприятий (в том числе и микропредприятий) воспользовались государственной поддержкой в рамках государственной программы всего 28 986 предприятий».

    Обратим внимание на последнюю цифру (28 986) – это незначительная часть от всех малых предприятий – ниже 1 %.

    Вывод по развитию микропредприятий, в рассмотренный период, напрашивается следующий. Наблюдается незначительный рост этого вида предпринимательства – в виде вновь зарегистрированных предприятий. Однако, наблюдается и отток уже существующих. И удержать этот отток пока государство не может. При этом можно заключить, что значение микро- и малых предприятий в экономике нашей страны существенно. Прежде всего, это база для налогообложения, пополняющая бюджет, и источник создания новых рабочих мест, имеющий большое социальное значение для государства.

    В отличие от других форм предпринимательства микро- и малые предприятия более всего зависят от рынка и, следовательно, нуждаются в дополнительной государственной поддержке.

    Заметим также, что различные суждения о поддержке развития малых форм бизнеса высказывались в нашей стране еще с начала перестроечного периода. Но системность в развитии малого бизнеса с выделением категории микропредприятий стала применяться лишь с введением в действие с января 2008 г. Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Однако следует согласиться с выводом, сделанным в книге Лебедевой Е.С.: «…можно сказать, что как таковой поддержки для субъектов малого- и микропредпринимательства в РФ в этот период не было. Она находится только на стадии развития и на бумаге».


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    − 2 = 4