Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Возникновение и развитие микропредприятий в России
Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы книги "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)"
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Малый бизнес (с входящим в него микробизнесом) является важнейшим элементом нашей хозяйственной системы, создающим необходимые условия ее непрерывного развития. В нашей стране микро- и малые предприятия существуют давно и развиваются по собственному пути. Однако по сравнению с другими (страны ЕС, США) история их появления и развития не является такой же продолжительной.
Как отмечает доктор экономических наук С.В. Теребова: «Зарождение данного сектора экономики относят к концу 1980-х гг., что связано с появлением кооперативов, совместных предприятий. Проводимые в России реформы, становление основ рыночных отношений стали условием развития малого и среднего бизнеса, повышения его роли в экономике».
Законодательной базой для развития малого бизнеса и его легализации в нашей стране становится закон «О кооперации в СССР» (1988г.). В последующие годы развитие малого бизнеса обеспечивается Гражданским кодексом (1994г.), законом «О некоммерческих организациях» (1995г.) и другими регламентирующими требования к предприятиям малого бизнеса.
В дальнейшем начинают разрабатываться государственные программы, определяющие основные цели государственной политики, направленные на расширение мер по поддержке малого предпринимательства. Начиная с 2005 года, Минэкономразвития России реализует программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Из федерального бюджета выделяются целевые средства на мероприятия региональных программ содействия предпринимательству.
Микропредприятия впервые выделяются как самостоятельные субъекты малого предпринимательства в Федеральном законе от 24.07.2007 г. №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который введен в действие с 1 января 2008 г. Ранее они входили в состав малых предприятий, и отдельно их особенности не рассматривались.
В работах Л.С. Серовой и Ю.В. Чураковой показано развитие микропредприятий в 2008-2010гг. В частности, указано, что «…в 2008 г. на долю малых и средних предприятий приходилось всего лишь около 20% всех занятых, и совокупный оборот составил 29,4% от общего оборота предприятий и организаций. Микропредприятия в 2008 г. обеспечивали занятость 4219,8 тыс. человек, что составляет немного более 6% от среднегодовой численности занятых в экономике, а оборот компаний составил лишь 11,9% от общероссийского показателя».
Для микропредпринимателей этого периода развития характерна нацеленность на быстрый результат и на потребительский характер применения результата.
Если посмотреть на динамику удельного веса микропредприятий в экономических показателях (Табл. 1), то видно, что «…они существенно обгоняют малые предприятия. За три года доля микропредприятий увеличилась в 10 раз, а доля малых предприятий практически не изменилась.
Проблема микропредприятий – это прекращение по разным причинам их деятельности (как ликвидация, так и приостановление деятельности без последующего ее возобновления). На каждую сотню фактически осуществляющих в 2010 г. предпринимательскую деятельность юридических лиц, приходилось 130 недействующих, а на 100 работающих индивидуальных предпринимателей – 152 зарегистрированных, но не действующих. Более трети зарегистрированных микропредприятий приостановили свою деятельность (1378,3 тыс. единиц, 32,3%)».
Таблица 1. Удельный вес малых (без микропредприятий) и микропредприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций страны (в %)
По-видимому, владельцы небольших компаний и предприниматели не могут конкурировать с крупными фирмами и корпорациями в жестких современных условиях. Анализ особенностей в развитии микропредприятий рассматриваются в работах И.В. Мухиной и С.В. Теребовой.
В данных книгах подчеркивается, что «…основу микро, малого и среднего бизнеса по количеству хозяйствующих субъектов, суммарно занимая 94,3%, составляют индивидуальные предприниматели (53,3%) и микропредприятия (41%). На ИП и микропредприятия приходится 55% численности занятых в исследуемом сегменте. При этом 52% оборота (выручки) субъектов предпринимательства от реализации товаров (работ и услуг) приходится на микро и малые (40%), и средние (12%) предприятия.
В целом по экономике доля микро, малых и средних предприятий в обороте предприятий, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается. В 2014 г. показатель равнялся 20,2%, что на 6,2 п.п. меньше, чем в 2005 г. На микропредприятия, малый и средний бизнес приходится только 5-6% общего объема основных средств и 5% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Доля численности работников, занятых в микропредприятиях, малом и среднем бизнесе, увеличилась с 2005 г. на 10,7 п.п. и в 2014 г. составила 23,6%. В то же время производительность труда здесь, по оценке Министерства экономического развития РФ, отстает от уровня развитых стран (США, Япония, стран ЕС) в 2–3 раза».
На особое значение микропредприятий, но низкие темпы роста в 2016-2018гг., указывает Е.С. Лебедева: «На данном этапе развития экономики в России микро- и малое предпринимательство приобретает особое значение, так как оно не требует крупных стартовых инвестиций и гарантируют высокую скорость оборотов ресурсов. Тем не менее доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего только около 20%. Однако, в таких развитых странах, как США, Англия, этот показатель около 50 %, а в Китае – 60 %. По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше».
Незначительным также является рост численности субъектов микро- и малого предпринимательства в России (Рис. 1).
Рис. 1. Статистика субъектов микро- и малого предпринимательства в России
Реализация Минэкономразвития России ряда программ поддержки малого (в том числе микро) и среднего предпринимательства направлена на предоставление доступа малым и средним компаниям к государственным финансовым ресурсам (1).
(1) порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
Так, в книге Теребовой С.В. «Состояние и особенности развития малого бизнеса в России» говорится: «За 2005-2016 гг. в рамках указанной программы из федерального бюджета в регионы страны было направлено порядка160 млрд. руб., число субъектов РФ, участвовавших в программе, увеличилось с 55 до 85. Согласно итогам ежегодно проводившегося аудита программы, прирост ВВП на 1 вложенный рубль составлял 39 руб. и оценивался в 607 млрд. руб. в год».
Введение механизма государственной поддержки закономерно ведет к увеличению сектора МСП (малое и среднее предпринимательство), но не может обеспечить его значительного роста из-за негативных последствий, связанных с нестабильностью налоговой политики. Вклад сектора малого предпринимательства в экономические показатели в западных странах существенно опережает вклад в экономику МкСП в РФ.
В упомянутой выше книге также отмечено, что основу микро-, малого и среднего бизнеса «…по количеству хозяйствующих субъектов, суммарно занимая 94,3%, составляют индивидуальные предприниматели (53,3%) и микропредприятия (41%). На ИП и микропредприятия приходится 55% численности занятых в исследуемом сегменте.
Доля численности работников, занятых в микро-, малом и среднем бизнесе, увеличилась с 2005 г. на 10,7 п.п. и в 2014 г. составила 23,6%. В то же время производительность труда здесь, по оценке Министерства экономического развития РФ, отстает от уровня развитых стран (США, Япония, страны ЕС) в 2-3 раза».
Подробный анализ причин незначительного роста микро- и малого предпринимательства в России рассмотрен в книге Лебедевой Е.С. «Развитие и роль микропредприятий в Российской Федерации. Экономика, управление, финансы: материалы IХ Mеждународной научной конференции». Наибольшие трудности представляют для предпринимателей административные и экономические барьеры:
1. Нестабильное законодательство, приводящее к большому количеству ошибок, имеющих последствия в виде штрафов и пеней, блокировки расчетных счетов предпринимателей.
2. Рост цен на сырье в результате роста курса рубля и высокие кредитные ставки.
3. Значительные издержки при прохождении административных процедур.
4. Высокие налоговые ставки. Соблазн отказаться от регистрации предприятия с целью уклонения от налогов.
Известно, что самыми популярными видами деятельности микропредприятий России являются: торговля оптовая, розничная и ремонт транспортных средств;
строительство;
профессиональная деятельность, научная, техническая;
операции с недвижимым имуществом;
обрабатывающие производства.
Это подтверждает и статистика, проведенная Росстатом в 2017 году (Рис. 2).
Рис. 2. Основные показатели деятельности микропредприятий по видам экономической деятельности в 2017 году в тыс. рублей
В упомянутой выше книге также приводятся данные Росстата по статистическому наблюдению за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год, проведенному в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого (микро) и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обследовании участвовали все субъекты МСП России, включая индивидуальных предпринимателей.
В книге указано: «Из 1 449 669 малых предприятий (в том числе и микропредприятий) воспользовались государственной поддержкой в рамках государственной программы всего 28 986 предприятий».
Обратим внимание на последнюю цифру (28 986) – это незначительная часть от всех малых предприятий – ниже 1 %.
Вывод по развитию микропредприятий, в рассмотренный период, напрашивается следующий. Наблюдается незначительный рост этого вида предпринимательства – в виде вновь зарегистрированных предприятий. Однако, наблюдается и отток уже существующих. И удержать этот отток пока государство не может. При этом можно заключить, что значение микро- и малых предприятий в экономике нашей страны существенно. Прежде всего, это база для налогообложения, пополняющая бюджет, и источник создания новых рабочих мест, имеющий большое социальное значение для государства.
В отличие от других форм предпринимательства микро- и малые предприятия более всего зависят от рынка и, следовательно, нуждаются в дополнительной государственной поддержке.
Заметим также, что различные суждения о поддержке развития малых форм бизнеса высказывались в нашей стране еще с начала перестроечного периода. Но системность в развитии малого бизнеса с выделением категории микропредприятий стала применяться лишь с введением в действие с января 2008 г. Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Однако следует согласиться с выводом, сделанным в книге Лебедевой Е.С.: «…можно сказать, что как таковой поддержки для субъектов малого- и микропредпринимательства в РФ в этот период не было. Она находится только на стадии развития и на бумаге».
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Возникновение и развитие микропредприятий в России
Как отмечает доктор экономических наук С.В. Теребова: «Зарождение данного сектора экономики относят к концу 1980-х гг., что связано с появлением кооперативов, совместных предприятий. Проводимые в России реформы, становление основ рыночных отношений стали условием развития малого и среднего бизнеса, повышения его роли в экономике».
Законодательной базой для развития малого бизнеса и его легализации в нашей стране становится закон «О кооперации в СССР» (1988г.). В последующие годы развитие малого бизнеса обеспечивается Гражданским кодексом (1994г.), законом «О некоммерческих организациях» (1995г.) и другими регламентирующими требования к предприятиям малого бизнеса.
В дальнейшем начинают разрабатываться государственные программы, определяющие основные цели государственной политики, направленные на расширение мер по поддержке малого предпринимательства. Начиная с 2005 года, Минэкономразвития России реализует программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Из федерального бюджета выделяются целевые средства на мероприятия региональных программ содействия предпринимательству.
Микропредприятия впервые выделяются как самостоятельные субъекты малого предпринимательства в Федеральном законе от 24.07.2007 г. №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который введен в действие с 1 января 2008 г. Ранее они входили в состав малых предприятий, и отдельно их особенности не рассматривались.
В работах Л.С. Серовой и Ю.В. Чураковой показано развитие микропредприятий в 2008-2010гг. В частности, указано, что «…в 2008 г. на долю малых и средних предприятий приходилось всего лишь около 20% всех занятых, и совокупный оборот составил 29,4% от общего оборота предприятий и организаций. Микропредприятия в 2008 г. обеспечивали занятость 4219,8 тыс. человек, что составляет немного более 6% от среднегодовой численности занятых в экономике, а оборот компаний составил лишь 11,9% от общероссийского показателя».
Для микропредпринимателей этого периода развития характерна нацеленность на быстрый результат и на потребительский характер применения результата.
Если посмотреть на динамику удельного веса микропредприятий в экономических показателях (Табл. 1), то видно, что «…они существенно обгоняют малые предприятия. За три года доля микропредприятий увеличилась в 10 раз, а доля малых предприятий практически не изменилась.
Проблема микропредприятий – это прекращение по разным причинам их деятельности (как ликвидация, так и приостановление деятельности без последующего ее возобновления). На каждую сотню фактически осуществляющих в 2010 г. предпринимательскую деятельность юридических лиц, приходилось 130 недействующих, а на 100 работающих индивидуальных предпринимателей – 152 зарегистрированных, но не действующих. Более трети зарегистрированных микропредприятий приостановили свою деятельность (1378,3 тыс. единиц, 32,3%)».
Значения по годам и типам предприятий |
2008 |
2009 |
2010 |
|||
Малые |
Микро |
Малые |
Микро |
Малые |
Микро |
|
Число предприятий (на конец года) |
5,92 |
22,32 |
4,64 |
28,01 |
5,56 |
59,83 |
Среднегодовая численность работников |
9,84 |
6,83 |
9,17 |
7,42 |
12,37 |
11,85 |
Оборот предприятий |
13,61 |
11,64 |
13,06 |
11,96 |
21,51 |
12,01 |
По-видимому, владельцы небольших компаний и предприниматели не могут конкурировать с крупными фирмами и корпорациями в жестких современных условиях. Анализ особенностей в развитии микропредприятий рассматриваются в работах И.В. Мухиной и С.В. Теребовой.
В данных книгах подчеркивается, что «…основу микро, малого и среднего бизнеса по количеству хозяйствующих субъектов, суммарно занимая 94,3%, составляют индивидуальные предприниматели (53,3%) и микропредприятия (41%). На ИП и микропредприятия приходится 55% численности занятых в исследуемом сегменте. При этом 52% оборота (выручки) субъектов предпринимательства от реализации товаров (работ и услуг) приходится на микро и малые (40%), и средние (12%) предприятия.
В целом по экономике доля микро, малых и средних предприятий в обороте предприятий, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается. В 2014 г. показатель равнялся 20,2%, что на 6,2 п.п. меньше, чем в 2005 г. На микропредприятия, малый и средний бизнес приходится только 5-6% общего объема основных средств и 5% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Доля численности работников, занятых в микропредприятиях, малом и среднем бизнесе, увеличилась с 2005 г. на 10,7 п.п. и в 2014 г. составила 23,6%. В то же время производительность труда здесь, по оценке Министерства экономического развития РФ, отстает от уровня развитых стран (США, Япония, стран ЕС) в 2–3 раза».
На особое значение микропредприятий, но низкие темпы роста в 2016-2018гг., указывает Е.С. Лебедева: «На данном этапе развития экономики в России микро- и малое предпринимательство приобретает особое значение, так как оно не требует крупных стартовых инвестиций и гарантируют высокую скорость оборотов ресурсов. Тем не менее доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего только около 20%. Однако, в таких развитых странах, как США, Англия, этот показатель около 50 %, а в Китае – 60 %. По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше».
Незначительным также является рост численности субъектов микро- и малого предпринимательства в России (Рис. 1).
(1) порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
Так, в книге Теребовой С.В. «Состояние и особенности развития малого бизнеса в России» говорится: «За 2005-2016 гг. в рамках указанной программы из федерального бюджета в регионы страны было направлено порядка160 млрд. руб., число субъектов РФ, участвовавших в программе, увеличилось с 55 до 85. Согласно итогам ежегодно проводившегося аудита программы, прирост ВВП на 1 вложенный рубль составлял 39 руб. и оценивался в 607 млрд. руб. в год».
Введение механизма государственной поддержки закономерно ведет к увеличению сектора МСП (малое и среднее предпринимательство), но не может обеспечить его значительного роста из-за негативных последствий, связанных с нестабильностью налоговой политики. Вклад сектора малого предпринимательства в экономические показатели в западных странах существенно опережает вклад в экономику МкСП в РФ.
В упомянутой выше книге также отмечено, что основу микро-, малого и среднего бизнеса «…по количеству хозяйствующих субъектов, суммарно занимая 94,3%, составляют индивидуальные предприниматели (53,3%) и микропредприятия (41%). На ИП и микропредприятия приходится 55% численности занятых в исследуемом сегменте.
Доля численности работников, занятых в микро-, малом и среднем бизнесе, увеличилась с 2005 г. на 10,7 п.п. и в 2014 г. составила 23,6%. В то же время производительность труда здесь, по оценке Министерства экономического развития РФ, отстает от уровня развитых стран (США, Япония, страны ЕС) в 2-3 раза».
Подробный анализ причин незначительного роста микро- и малого предпринимательства в России рассмотрен в книге Лебедевой Е.С. «Развитие и роль микропредприятий в Российской Федерации. Экономика, управление, финансы: материалы IХ Mеждународной научной конференции». Наибольшие трудности представляют для предпринимателей административные и экономические барьеры:
1. Нестабильное законодательство, приводящее к большому количеству ошибок, имеющих последствия в виде штрафов и пеней, блокировки расчетных счетов предпринимателей.
2. Рост цен на сырье в результате роста курса рубля и высокие кредитные ставки.
3. Значительные издержки при прохождении административных процедур.
4. Высокие налоговые ставки. Соблазн отказаться от регистрации предприятия с целью уклонения от налогов.
Известно, что самыми популярными видами деятельности микропредприятий России являются:
Это подтверждает и статистика, проведенная Росстатом в 2017 году (Рис. 2).
В книге указано: «Из 1 449 669 малых предприятий (в том числе и микропредприятий) воспользовались государственной поддержкой в рамках государственной программы всего 28 986 предприятий».
Обратим внимание на последнюю цифру (28 986) – это незначительная часть от всех малых предприятий – ниже 1 %.
Вывод по развитию микропредприятий, в рассмотренный период, напрашивается следующий. Наблюдается незначительный рост этого вида предпринимательства – в виде вновь зарегистрированных предприятий. Однако, наблюдается и отток уже существующих. И удержать этот отток пока государство не может. При этом можно заключить, что значение микро- и малых предприятий в экономике нашей страны существенно. Прежде всего, это база для налогообложения, пополняющая бюджет, и источник создания новых рабочих мест, имеющий большое социальное значение для государства.
В отличие от других форм предпринимательства микро- и малые предприятия более всего зависят от рынка и, следовательно, нуждаются в дополнительной государственной поддержке.
Заметим также, что различные суждения о поддержке развития малых форм бизнеса высказывались в нашей стране еще с начала перестроечного периода. Но системность в развитии малого бизнеса с выделением категории микропредприятий стала применяться лишь с введением в действие с января 2008 г. Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Однако следует согласиться с выводом, сделанным в книге Лебедевой Е.С.: «…можно сказать, что как таковой поддержки для субъектов малого- и микропредпринимательства в РФ в этот период не было. Она находится только на стадии развития и на бумаге».
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.