Технология создания и развития эффективного бизнеса > Виды бизнеса > Бизнес по оказанию услуг > Консультация, консалтинг, консультирование > Консультации малого бизнеса
Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса", автор книги "Консалтинговый бизнес: как заработать на консалтинге"
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Есть такой сегмент консалтингового рынка, который условно можно назвать малый бизнес. Причем количество потенциальных клиентов консалтингового бизнеса в этом сегменте вроде как немаленькое.
Но есть одна очень существенная проблема, которая мешает консультантам зарабатывать на сегменте малого бизнеса. Малый бизнес не готов платить деньги за консалтинг, а если и готов, то очень маленькие суммы.
Именно по этой причине до сих пор никто из консультантов не смог хорошо заработать, консультируя малый бизнес. На консультациях в чистом виде зарабатывать здесь очень сложно.
Таким образом, владельцы малого бизнеса (те, кто осознает, что у них есть проблемы, решить которые могут помочь консультанты) хотят, чтобы консультанты им сделали все, без их активного участия и "за копейки".
Чтобы заработать на сегменте малого бизнеса, нужно создать какой-то очень технологичный продукт (услугу), который не требовал бы больших трудозатрат со стороны консультантов, но при этом был бы полезным для малого бизнеса. Это должна быть какая-то стандартизированная или даже автоматизированная услуга.
Если кому-то из консультантов удастся создать такой продукт, то они, как говорится, сорвут банк. Правда, пока еще ни у кого не получилось это сделать.
На малом бизнесе неплохо зарабатывают ИТ-компании, предлагающие дешевые, но нужные программные продукты, которыми необходимо пользоваться каждый день. В консалтинге же очень сложно придумать что-то аналогичное.
Кстати, у тех, кто продает программные продукты, тоже есть проблемы, особенно при работе с малым бизнесом, хотя и не только. Многие не хотят платить за ИТ-поддержку, а если и платят, то пытаются в рамках технической поддержки получать содержательные консультации.
То есть задают вопросы не только о том как что-то сделать в программе, а о том как вообще это сделать (без привязки к программному продукту). Например, спрашивают о том, как разработать стратегию, какие у подразделений должны быть показатели эффективности, сколько в компании должно быть бюджетов и т.д. Конкретные вопросы зависят от того что именно автоматизируется с помощью приобретенного программного продукта.
В общем, весьма проблематично зарабатывать на консультациях сегмента малого бизнеса. Времени приходится тратить немало, а платить малый бизнес адекватные деньги не хочет (иногда и не может).
При этом как это не парадоксально выглядит в некоторых случаях реализация консалтинговых проектов в компаниях малого бизнеса занимает у консультантов больше времени, чем в средних и крупных организациях. Это связано с тем, что выполняя консалтинговые проекты в средних и крупных компаниях, можно активно привлекать персонал, чтобы часть работ выполняли они.
В таком случае консультанты тратят меньше своего времени, а значит и стоимость услуг можно снижать. При реализации консалтинговых проектов в компаниях малого бизнеса основную работу выполняют сами консультанты, т.к. невозможно привлечь трудовые ресурсы компании.
Кроме того некоторые виды работ легче выполнять в средних и крупных компаниях, а не в малом бизнесе. Например, постановка управленческого учета в малом бизнесе может оказаться более сложной задачей, чем в среднем или крупном. Это связано с тем, что зачастую в малом бизнес все очень запутано, а подготовка управленческих отчетов больше напоминает какое-то колдовство, а не работу по четкой технологии. Поэтому несмотря на казалось бы небольшие масштабы бизнеса работы в маленьких компаниях может быть больше, чем в средних и даже больших.
Итак, сегмент малого бизнеса на консалтинговом рынке с одной стороны можно считать непаханым полем, но с другой стороны не понятно как же все-таки его можно вспахать, чтобы при этом неплохо заработать.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Консультации малого бизнеса
Но есть одна очень существенная проблема, которая мешает консультантам зарабатывать на сегменте малого бизнеса. Малый бизнес не готов платить деньги за консалтинг, а если и готов, то очень маленькие суммы.
Именно по этой причине до сих пор никто из консультантов не смог хорошо заработать, консультируя малый бизнес. На консультациях в чистом виде зарабатывать здесь очень сложно.
Таким образом, владельцы малого бизнеса (те, кто осознает, что у них есть проблемы, решить которые могут помочь консультанты) хотят, чтобы консультанты им сделали все, без их активного участия и "за копейки".
Чтобы заработать на сегменте малого бизнеса, нужно создать какой-то очень технологичный продукт (услугу), который не требовал бы больших трудозатрат со стороны консультантов, но при этом был бы полезным для малого бизнеса. Это должна быть какая-то стандартизированная или даже автоматизированная услуга.
Если кому-то из консультантов удастся создать такой продукт, то они, как говорится, сорвут банк. Правда, пока еще ни у кого не получилось это сделать.
На малом бизнесе неплохо зарабатывают ИТ-компании, предлагающие дешевые, но нужные программные продукты, которыми необходимо пользоваться каждый день. В консалтинге же очень сложно придумать что-то аналогичное.
Кстати, у тех, кто продает программные продукты, тоже есть проблемы, особенно при работе с малым бизнесом, хотя и не только. Многие не хотят платить за ИТ-поддержку, а если и платят, то пытаются в рамках технической поддержки получать содержательные консультации.
То есть задают вопросы не только о том как что-то сделать в программе, а о том как вообще это сделать (без привязки к программному продукту). Например, спрашивают о том, как разработать стратегию, какие у подразделений должны быть показатели эффективности, сколько в компании должно быть бюджетов и т.д. Конкретные вопросы зависят от того что именно автоматизируется с помощью приобретенного программного продукта.
В общем, весьма проблематично зарабатывать на консультациях сегмента малого бизнеса. Времени приходится тратить немало, а платить малый бизнес адекватные деньги не хочет (иногда и не может).
При этом как это не парадоксально выглядит в некоторых случаях реализация консалтинговых проектов в компаниях малого бизнеса занимает у консультантов больше времени, чем в средних и крупных организациях. Это связано с тем, что выполняя консалтинговые проекты в средних и крупных компаниях, можно активно привлекать персонал, чтобы часть работ выполняли они.
В таком случае консультанты тратят меньше своего времени, а значит и стоимость услуг можно снижать. При реализации консалтинговых проектов в компаниях малого бизнеса основную работу выполняют сами консультанты, т.к. невозможно привлечь трудовые ресурсы компании.
Кроме того некоторые виды работ легче выполнять в средних и крупных компаниях, а не в малом бизнесе. Например, постановка управленческого учета в малом бизнесе может оказаться более сложной задачей, чем в среднем или крупном. Это связано с тем, что зачастую в малом бизнес все очень запутано, а подготовка управленческих отчетов больше напоминает какое-то колдовство, а не работу по четкой технологии. Поэтому несмотря на казалось бы небольшие масштабы бизнеса работы в маленьких компаниях может быть больше, чем в средних и даже больших.
Итак, сегмент малого бизнеса на консалтинговом рынке с одной стороны можно считать непаханым полем, но с другой стороны не понятно как же все-таки его можно вспахать, чтобы при этом неплохо заработать.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.