Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести книги и методики

Виды бизнеса > Строительная компания

Строительная компания

В том случае, если вы планируете создать строительный бизнес, то нужно понимать, что это может потребовать существенных инвестиций. Ведь очевидно, что строительство не может работать без специального оборудования и строительной техники.

Права, иногда существует возможность взять в аренду необходимые для строительства основные средства или приобрести их в лизинг. Данный способ построения строительного бизнеса позволит значительно уменьшить первоначальные инвестиционные затраты, связанные с созданием компании.

Строительный бизнес: краткое описание и отличительные особенности

Бизнес строительных компаний чаще всего является проектным, а не процессным. В отличие от процессных оптовых торговых компаний (или процессных производственных предприятий) данный вид бизнеса не строится на более-менее регулярных бизнес-процессах. Компании, занимающиеся строительным бизнесом, зарабатывают на конкретных проектах (строительных/ремонтных объектах).

Причем эти строительные (или ремонтные) проекты могут носить нерегулярный характер и существенно отличаться друг от друга, как по суммам, так и по срокам реализации. В некоторых строительных компаниях сроки реализации проектов могут составлять несколько месяцев, кварталов или даже лет.

Это значит, что вовсе не обязательно, чтобы каждый отчетный период (месяц или квартал) в строительной компании возникали операции, связанные с продажами построенных или отремонтированных объектов. Ведь прибыль по объекту возникает только в момент продажи/сдачи строительного/ремонтного объекта.

Примечание: на самом деле среди строительных компаний могут быть и такие, деятельность которых очень похожа на производственные процессные предприятия. Если строительная компания создает более-менее типовые объекты в большом количестве и сроки реализации проектов незначительны (например, строительство вышек для сотовых операторов), то деятельность таких компаний носит регулярный характер и соответственно в каждом отчетном периоде будут продажи и будет возникать прибыль от продаж.

Бизнес строительных компаний строится на решении следующих задач:
  • поиск объектов строительства/ремонта;
  • сдача (продажа) выполненных работ (построенных объектов);
  • поиск и налаживание работы с поставщиками;
  • организация доставки и разгрузки материалов от поставщиков на склад (или сразу на объекты);
  • хранение и распределение материалов на складе;
  • организация погрузки и доставки материалов со склада на объекты.

    Строительные предприятия: примерная организационно-функциональная структура и концепция организации бизнеса в строительстве

    Очевидно, что строительные компании могут быть и крупными и совсем небольшими (например, если они работают на субподряде у более крупного строительного предприятия). Но все-таки в большинстве случаев строительным бизнесом занимаются как раз средние и крупные предприятия.

    Таким образом, организационно-функциональная структура строительных компаний состоит из следующих подразделений:
  • отдел (служба) продаж;
  • служба логистики (закупка стройматериалов, транспорт, склад и т.д.);
  • строительные службы (производственно-конструкторский отдел, производственно-технический отдел, служба главного инженера, строительные участки и т.д.);
  • административно-управленческие службы (финансы, ИТ, персонал, АХО и т.д.)

    Количество сотрудников, работающих в подразделениях строительной компании, естественно, зависит от объемов выполняемых строительных (или ремонтных) работ.

    Некоторые функции строительная компания может передать на аутсорсинг сторонним компаниям (например, тем самым небольшим субподрядчикам).

    К таким функциям могут относиться:
  • некоторых строительно-ремонтные работы (на которых компания не специализируется);
  • транспорт;
  • часть административно-управленческих функций.

    Примерная структура активов и пассивов строительных компаний

    Довольно часто у компаний, занимающихся строительным бизнесом, имеются в наличии собственные или арендованные основные средства. Преимущественно эти долгосрочные активы связаны с непосредственным строительством или ремонтом объектов, а также с выполнением логистических функций (доставка, складирование, хранение, отгрузка и т.д.).

    Правда, если некоторые функции (например, связанные со строительством или транспортом) переданы на аутсорсинг, то это уменьшает долю основных средств в активах компании.

    Таким образом, у строительного бизнеса есть следующие основные статьи активов:
  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • авансы, выданные поставщикам;
  • запасы материалов;
  • незавершенное производство (затраты по строительным объектам, которые компания будет продавать);
  • товары (построенные объекты для перепродажи);
  • незавершенное строительство (затраты по объектам, которые компания будет в будущем сама использовать, например, сдавая в аренду);
  • основные средства (с учетом представленных выше комментариев).

    Основные статьи источников финансирования (пассивов):
  • кредиторская задолженность;
  • авансы полученные;
  • кредиты;
  • собственные средства (уставный капитал; капитал, инвестированный учредителями*; нераспределенная прибыль).

    * формально в бухгалтерской (а не управленческой) отчетности эта позиция может отражаться как заемные средства (например, беспроцентный заем от учредителя), но на самом деле это собственные средства.

    Понятно, что конкретная численная структура активов и источников финансирования у разных строительных компаний может отличаться.

    Например, если строительному предприятию приходится практически все стройматериалы закупать на условиях предоплаты, то кредиторская задолженность перед поставщиками может отсутствовать, зато в активах компании будут авансы, выданные поставщикам.

    Примерная структура расходов в строительном бизнесе

    Достаточно часто, значительную долю в выручке у строительных компаний составляет производственная (строительная) себестоимость построенных/отремонтированных объектов.

    Правда, если строительная компания придерживается очень активной маркетинговой стратегии, то и коммерческие расходы могут занимать существенную долю в выручке.

    Кроме того, как всем известно, именно в строительстве доля, так сказать маркетинговых комиссионных, может быть очень значительной. Именно в этом заключается одна из причин высоких цен на недвижимость, особенно в крупных городах.

    Казалось бы, какая разница в каком городе построить дом. Основные статьи затрат (стройматериалы и заработная плата) будут примерно такими же. Поэтому и строительная себестоимость и цены на квартиры должны быть примерно одинаковыми.

    Но всевозможные государевы служащие, работающие в большом количестве различных инстанций, с которым приходится иметь дело строительным компаниям, в крупных городах почему-то «кушают» намного больше, чем в мелких.

    В отношении управленческих расходов можно сказать, то они, как правило, составляют несущественную долю в выручке строительной компании. Хотя это опять-таки зависит от масштабов компании.

    Если речь вести об очень крупной строительной компании, в которой может работать большое количество высокооплачиваемых менеджеров различного уровня, то и величина административно-управленческих (общехозяйственных) расходов может быть значительной.

    Также определенную долю в компаниях, занимающихся строительным бизнесом, могут составлять проценты за кредит. Причем в отличие от всех остальных видов бизнеса в строительстве размер процентов за кредит может быть очень большим.

    Это связано с особенностью строительного бизнеса, у которого производственный цикл может быть очень большим, а желающих инвестировать деньги на начальной стадии строительства (или даже до нее) становится все меньше и меньше (мало кому сейчас хочется записаться в ряды обманутых дольщиков – неважно как юридически они теперь называются).

    Поэтому строительным компаниям приходится активно кредитоваться. Несомненно, это только увеличивает себестоимость строительных объектов, что сказывается и на ценах для конечных покупателей недвижимости.

    Примерная схема финансовых потоков строительных компаний

    При оценке финансово-экономического состояния строительных компаний нужно иметь в виду, что их финансовые потоки могут иметь крайне нерегулярный характер в отличие от процессных производственных или торговых компаний.

    Это опять-таки объясняется проектной деятельностью компаний, занимающихся строительным и ремонтным бизнесом. То есть объекты могут значительно различаться по срокам и по стоимости, а также по схеме их финансирования.

    Соответственно динамика финансовых потоков может значительно отличаться в различные отчетные периоды.

    Многое определяется количеством объектов, которые выполняет строительная компания в течение отчетного периода, а также суммами договоров.

    Основные причины потребности строительных предприятий в кредитных ресурсах

    Если строительные компании работают на условиях предоплаты поставщикам и отсрочкой оплаты от покупателей, то единственным источником финансирования (кроме собственных средств) могут выступать кредиты.

    Даже если поставщики отгружают стройматериалы с отсрочкой и субподрядчики выполняют свою часть работы с последующей оплатой, а покупатели осуществляют предоплату, то в и этом случае существенную долю в пассивах могут заниматься кредиты, если сроки реализации проектов очень большие. Ведь в этом случае и предоплата будет поступать с задержкой, а поставщики и субподрядчики не будут так долго ждать оплаты за поставленные стройматериалы и выполненную работу.


    Поэтому строительный бизнес очень часто требует внешнего финансирования в виде кредитов.


    Кроме того, потребность в кредитных ресурсах может возникнуть в самом начале создания строительного бизнеса. Даже при условии получения стройматериалов с отсрочкой оплаты все равно нужно будет заплатить за строительную технику и оборудование.

    Стартовый капитал может быть очень существенным, поэтому собственных средств, накопленных предпринимателями для запуска бизнеса, может не хватать. Для решения данной проблемы и могут понадобиться кредиты.

    Выше уже упоминалось о том, что иногда существует вариант с арендой строительной техники или покупки ее в лизинг. При этом, безусловно, инвестиционные затраты, необходимые для запуска стартапа, можно будет значительно уменьшить. Соответственно и потребность в кредитных ресурсах будет меньше.


    Итак, на данной странице сайта есть информация, которую предприниматели могут использовать при создании своей строительной компании. Естественно, в каждом конкретном случае будут свои нюансы, но тем не менее здесь представлена определенная минимальная информация, которую нужно знать для того чтобы создать успешную строительную компанию.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *