Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Оценка (проверка) бизнеса: управленческий и финансово-экономический аспекты

Оценка (проверка) бизнеса: управленческий и финансово-экономический аспекты

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса" и книги "Эффективная бизнес-машина"

Существуют разные способы создания бизнеса. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. В данной статьей речь идет о приобретении уже действующего бизнеса. Очевидно, что эта статья написано для покупателей, а не для продавцов бизнеса.

Бизнес, как и любой товар/услугу, можно купить и продать. Сейчас в России уже довольно-таки развит рынок продажи бизнеса, но при этом, мягко говоря, не все сделки по приобретению бизнеса оказываются удачными для покупателя, причем даже в тех случаях, когда бизнесы покупают не новички, а опытные предприниматели, имеющие уже несколько своих бизнесов, которые они могли создать с нуля.

Одна из причин неудач при приобретении бизнеса связана с тем, что покупатели недостаточно качественно проводят оценку (проверку) бизнеса. Такое происходит и в тех случаях, когда сделки по продаже/покупке бизнеса сопровождаются специализированными компаниями, оказывающие услуги по продаже/покупке бизнеса.

Если зайти на сайты таких компаний и посмотреть базу бизнесов, которые у них выставлены на продажу, то там будет написано, что все эти объекты прошли бизнес аудит. На самом деле никакой серьезной проверки бизнеса при этом не проводится.

В лучшем случае осуществляется минимальная проверка бизнеса, причем в основном это касается юридических аспектов. Отсутствие реальной оценки бизнеса при его продаже связано с тем, что сам бизнес по продаже бизнесов поставлен на поток. Объектов для продажи очень много, продавцы бизнеса хотят его продать как можно быстрее, трудовые ресурсы компаний-брокеров ограничены, поэтому оценка бизнеса не производится.

Проблема еще связана с тем, что никто не хочет платить за оценку бизнеса: ни продавец, ни покупатель. Брокеры не могут за свой счет осуществлять нормальную оценку бизнеса, да и времени на это продавцы им не дают.

Если речь идет о приобретении недорого бизнеса (несколько сот тысяч или несколько миллионов рублей), то отсутствию нормальной оценке бизнеса способствует еще и то, что затраты на полноценную проверку бизнеса могут оказаться экономически нецелесообразными для покупателя. Естественно, большинство потенциальных покупателей не готовы платить за оценку бизнеса сумму, сопоставимую со стоимостью самого бизнеса, а именно столько может уйти на привлечение профессиональных экспертов, которые способны провести качественную проверку бизнеса.

Кстати, стоит отметить, что даже если потенциальный покупатель и привлекает экспертов для оценки бизнеса, то зачастую она ограничивается в основном юридической проверкой бизнеса. Безусловно, такая проверка имеет важное значение, но нельзя ограничиваться только ей. Помимо юридического аудита бизнеса нужно проводить управленческую и финансово-экономическую оценку бизнеса.

В принципе можно попробовать и самостоятельно провести такую работу, но, как показывает практика, наиболее качественно оценить бизнес могут профессиональные консультанты, которые уже много раз выполняли эту работу в рамках первого этапа консалтингового проекта по внедрению современной системы управления (постановка задачи), а также в рамках анализа (аудита) системы управленческого учета и отчетности.

В этой статье я приведу очень показательный пример того, к чему может привести отсутствие нормальной оценки бизнеса при его покупке. Сразу нужно отметить, что в этом примере действующий бизнес приобретали не новички, а опытные предприниматели, которые уже не один десяток лет занимались бизнесом и управляли своей группой компаний.

Так получилось, что у одного из предприятий группы (причем не самого крупного) стала расти дебиторская задолженность по одному из клиентов. Когда она превысила 100 млн. руб. собственники холдинга всерьез обеспокоились этим фактом.

Мне неизвестны детали этого кейса, в том числе того, кто стал инициатором продажи/покупки компании-должника. В общем-то, эта компания-должник была перспективным клиентом для предприятия холдинга, поскольку на том момент времени объем продаж этому клиенту уже составлял более 5% и продолжал расти.

Я не знаю как именно проводилась оценка бизнеса при покупке компании-должника, но через 5 лет у новых собственников этого бизнеса возникло желание его продать, только они так и не смогли найти покупателя.

Видимо, нормальный бизнес-аудит при покупке бизнеса не проводился, потому что после покупки обнаружилось много неприятных сюрпризов. Часть из них была связана с тем, что не было нормальной системы управления, в том числе управленческого учета. Поэтому достоверность тогдашних управленческих отчетов вызывала сомнения.

Кроме того, в процессе работы было вскрыто много случаев различного корпоративного воровства, с которым приходилось бороться. То есть в компании не было эффективной системы управления и системы владельческого контроля бизнеса.

В дополнении к этому выяснилось, что часть бизнес-процессов, так сказать, находилась в «серой» зоне (некоторые существенные статьи затрат финансировались неофициально, не все налоги платились в полном объеме и т.д.). После «обеления» деятельности затраты компании, естественно, возросли (в том числе, за счет увеличения налогов).

Несмотря на то, что через 5 лет после приобретения бизнеса выручка компании увеличилась почти в 5 раз (!!!), чистая прибыль была отрицательной. Собственно, поэтому и возникла идея продать этот бизнес. При этом долги этой компании продолжали расти. Холдингу приходилось постоянно финансировать деятельность своей новой компании. Такое финансирование в управленческом учете расценивалось как внутрихолдинговое кредитование, поэтому на выданные суммы начислялись проценты (они, естественно, отражались только в управленческой отчетности).

Получилось так, что за 5 лет долг в 100 млн. руб. (дебиторская задолженность) увеличилась почти до 1 млрд. руб. (официальный долг, который был изначально, + внутрихолдинговый долг с процентами). Получается, что холдингу было проще забыть про этот первоначальный долг в 100 млн. руб. (или продать его с дисконтом факторинговой компании), чем 5 лет пытаться развивать этот бизнес и увеличить долг почти в 10 раз (!!!).

Таким образом, несмотря на все усилия, которые привели к тому, что за 5 лет удалось так значительно увеличить выручку этой компании, по-настоящему эффективной бизнес-машиной она так и не стала. В подобной ситуации, возможно, следует вспомнить о применении такой методики стратегического анализа, которая называется sunk costs (утопленные затраты). Хотя, данная методика не так уж проста в применении на практике.

На момент написания данной статьи пока еще не принято стратегическое решение о том, что дальше делать с этой компанией. Владельцам холдинга, с одной стороны, сложно принять решение о вложении ресурсов в дальнейшее развитие данной компании (в том числе, и ее системы управления), а, с другой стороны, непросто закрыть этот бизнес с учетом того, какие ресурсы (и финансовые, и управленческие, и временные) были вложены в развитие этого бизнеса. Очевидно, что продать этот бизнес будет весьма проблематично.

Итак, я этот пример в данной статье привел для того, чтобы продемонстрировать важность проверки бизнеса перед его приобретением. Еще раз нужно отметить, что в данном примере бизнес покупали опытные предприниматели, у которых были свои эксперты, но даже они не смогли провести оценку бизнеса, которая позволила бы принять правильное решение при покупке бизнеса.

Таким образом, если вы хотите приобрести бизнес стоимостью больше нескольких десятков миллионов рублей, лучше обратиться к профессионалам, которые смогут провести оценку (проверку) бизнеса, которая позволит вам принять правильное решение.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 2 =