Литературный конкурс издательства "Москва"
Литературная премия составляет 1 млн. руб.
Узнать больше о литературном конкурсе
При необходимости издательство помогает написать книгу
Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Бизнес в России: три основных врага российского бизнеса

Бизнес в России: три основных врага российского бизнеса

Александр Карпов, основатель проекта smart-venture.ru, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"

Понятно, что бизнес всегда связан с риском, поэтому ни один бизнес не может быть на 100% застрахован от развала. Сразу нужно сделать оговорку о том, что в данной статье, да и в других материалах интернет-ресурса smart-venture.ru, речь идет о бизнесах, которые создаются, работают и развиваются на рыночных условиях, без использования так называемого административного ресурса.

На мой взгляд есть три основных врага для российского бизнеса:
  • государственная политика в области развития предпринимательства;
  • нежелание предпринимателей работать эффективно;
  • воровство наемных сотрудников.

    Государственная политика в части развития предпринимательства

    У многих людей, занимающихся бизнесом в России, возникает ощущение, что наше государство очень многое делает для уничтожения предпринимательства, а не для его развития. Один из ярких примеров – «помощь» государства во время пандемии коронавируса. В то время как во всем мире государства помогали бизнесу выжить в такие тяжелые времена, в РФ бизнес был брошен на произвол судьбы. По сути, государство сказало предпринимателям (особенно из малого и среднего бизнеса): «Выживайте как хотите, мне плевать».

    Справедливости ради нужно отметить, что в последние годы стали появляться какие-то государственные программы поддержки бизнеса (особенно малого), но, мягко говоря, пользы от них пока немного. Нужны системные решения, которые способствовали бы развитию бизнеса в России, но таких решений нет и не факт, что они появятся в ближайшие годы.

    Естественно, такая государственная политика в области развития предпринимательства вряд ли приведет к появлению большого количества успешных бизнесов. В то же время, если такие бизнесы возникают (как правило, вопреки, а не благодаря государственной «поддержке») и начинают набирать обороты, то тоже самое государство теперь может заняться тем, что будет «вставлять палки в колеса».

    Речь может идти как о различного рода многочисленных административных проверках, так и об уничтожении бизнеса или о рейдерских захватах. Работая консультантом по управлению и повышению эффективности с 1995-го года, я общался с очень большим количеством предпринимателей и наемных сотрудников. За это время они мне рассказали огромное количество историй о том, как государство (в лице чиновников различного уровня) либо уничтожали бизнес, который конкурировал с их собственным (оформленным на родственников или доверенных лиц), либо захватывали его различными способами. И это происходит по всей стране уже многие годы.

    Приведу здесь всего лишь пару примеров: один – уничтожения бизнеса, второй – рейдерского захвата.

    В одной из областей РФ предприниматель с нуля создал свое фермерское хозяйство, которое со временем разрослось до таких масштабов, что стало мешать аналогичному бизнесу губернатора этой области. После нескольких предупреждений, проигнорированных данным предпринимателем, по распоряжению губернатора за один день под формальным предлогом (якобы все животные были заражены какой-то очень опасной болезнью) был вырезан весь скот. То есть всего за один день был уничтожен бизнес, который создавался с нуля и развивался более десяти лет. Хорошо еще хоть этого предпринимателя не посадили или не убили.

    В другой области РФ предприниматель с нуля создал сеть продуктовых магазинов. Естественно, через какое-то время, когда сеть значительно увеличилась, нашлись желающие захватить этот актив. В этом случае была использована другая стратегия – этого предпринимателя посадили на 10 лет, а его бизнес перешел (не без помощи определенных государственных органов) в собственность к другим, имеющим аналогичный бизнес.

    Таких примеров в России, к сожалению, очень много. Получается, что в РФ, мягко говоря, очень странная государственная политика в области развития предпринимательства. С одной стороны, создаются очень невыгодные условия для создания бизнеса, а, с другой стороны, если, несмотря на все эти препятствия, предпринимателям все-таки удается создать успешный и эффективный бизнес, то это же государство пытается уничтожить или отнять данный бизнес. При этом никто никакой ответственности за такие действия в РФ не несет.

    К сожалению, нужно констатировать тот факт, что с первым фактором, мешающим российскому бизнесу, в нашей стране вряд ли можно что-то сделать, а вот на второй и третий факторы можно и нужно влиять.

    Нежелание предпринимателей работать эффективно

    Даже если предпринимателю посчастливилось не столкнуться со всеми прелестями государственной «поддержки» российского бизнеса, то это вовсе не гарантирует того, что бизнес не развалится.

    С 1995-го года я «под микроскопом» изучил деятельность многих российских компаний, когда выполнял консалтинговые проекты по постановке современной системы управления и повышению эффективности работы компаний. В общем, за все это время я не встретил ни одной компании, у которой нельзя было бы повысить эффективность работы, причем в некоторых случаях весьма существенно.

    Это связано с тем, что большинство компаний создавались примерно по одному и тому же сценарию. Почти всегда создание бизнеса – это стихийный процесс, а не четко спланированный и эффективно управляемый проект.

    В том случае, если бизнес не закрылся через короткое время, а, наоборот, стал развиваться, то опять-таки типовой сценарий развития компании приводит к тому, что через какое-то время предприниматель сталкивается с тем, что его бизнес далеко «убегает» от системы управления, что приводит к снижению управляемости и эффективности. При этом прибыль может стать даже меньше, чем была раньше при значительно более скромной выручке. Такое происходит потому, что многие компании не умеют решать проблемы роста бизнеса.

    На самом деле владельцы компаний, в которых я выполнял консалтинговые проекты, – это молодцы, потому что они хотели улучшить свой бизнес и сделать его более эффективным. Большинство же предпринимателей особо и не задумываются о повышении эффективности своих компаний. Причем даже кризисы, которые возникают все чаще и чаще, не заставляют российских предпринимателей заниматься повышением эффективности своих бизнесов.

    Причем в некоторых случаях для повышения эффективности работы не нужны какие-то сложные и затратные мероприятия. Примеры таких способов антикризисного повышения эффективности можно найти в моей книге «Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании». Естественно, что при разработке антикризисных мер в каждой конкретной компании нужно учитывать плюсы и минусы кризиса.

    Если логически подумать, то можно сделать однозначный вывод о том, что эффективный бизнес выгоден всем. Во-первых, такой бизнес может обеспечить клиентов качественными продуктами или услугами по приемлемым ценам. Во-вторых, он сможет обеспечить сотрудников достойной заработной платой. В-третьих, он сможет обеспечить владельцев большими дивидендами. Поэтому, можно с уверенностью можно сказать, что повышение эффективности – актуальная задача для многих компаний.

    А это значит, что сейчас в стратегию компании нужно обязательно закладывать повышение эффективность, поскольку эффективность – ключевой фактор успешности бизнеса.

    При грамотном подходе из многих компаний можно сделать по-настоящему эффективную бизнес-машину. Основная сложность здесь заключается в нежелании собственников улучшать деятельность своих компаний. В данном случае, безусловно, речь идет о реальном, а не о декларируемом желании.

    Воровство сотрудников

    Наконец, есть еще один фактор, который негативно сказывается на развитии бизнеса в России. Такое ощущение, что в нашей стране воруют все, кто только может :)). Про государственное воровство (в том числе, отъем бизнеса) уже было написано при рассмотрении первой причины, мешающей успешному развитию бизнеса в РФ.

    В данном случае речь идет о корпоративном воровстве, то есть о воровстве наемных сотрудников. И раздутые затраты (из-за неэффективной работы), и корпоративное воровство приводит к увеличению стоимости продуктов и услуг для конечных потребителей. В некоторых случаях это может привести и к развалу бизнеса.

    Повышением производительности труда в наших компаниях мало кто хочет заниматься, а вот совершенствованием своего мастерства в воровстве у нас многие готовы заниматься круглосуточно.

    Кстати, тем предпринимателям, которые действительно хотят улучшить деятельность своих бизнесов, нужно знать кто и как ворует в компаниях. Для того, чтобы минимизировать корпоративное воровство, необходимо внедрить систему владельческого контроля бизнеса.

    Примечание: на самом деле корпоративным воровством могут заниматься на только наемные сотрудники, но и бизнес-партнеры. Одной из причин такого воровства могут быть конфликты между бизнес-партнерами. Есть немало случаев, когда один партнер отнимал бизнес у другого.


    Итак, для того, чтобы минимизировать негативное воздействие врагов российского бизнеса, необходимо:
  • вести бизнес строго в соответствии с законодательством РФ (в таком случае можно будет хотя бы избежать возможных последствий различных проверок, но, к сожалению, это не обезопасит от возможного отъема бизнеса);
  • заниматься регулярным повышением эффективности бизнеса;
  • внедрить и совершенствовать систему владельческого контроля бизнеса.



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    44 + = 52