Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Виды бизнеса > Торговая компания > Розничная торговля

Розничная торговля

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"

Довольно часто начинающие предприниматели запускают свой первый стартап именно в розничной торговле, поскольку этот вид бизнеса они считают самым простым и понятным.

Таким образом, многие начинают с торговли, причем свои первые шаги делают, создавая именно розничный магазин. Затем, если бизнес оказывается успешным, предприниматели создают и развивают сеть магазинов.

Краткое описание и отличительные особенности розничной торговли

Бизнес розничных торговых компаний, как правило, строится на более-менее регулярных бизнес-процессах. Компании, занимающиеся розницей, зарабатывают на отлаженных цепочках поставки товаров от поставщиков до мест продаж (торговые точки, магазины, супермаркеты, гипермаркеты и т.д.).

Это значит, что каждый отчетный период (месяц или квартал) у розничных предприятий возникают операции, связанные с затратами на закупку товаров и с продажами закупленных товаров. Хотя могут быть ситуации, когда товар закупается большими партиями в одном отчетном периоде, а реализовываться может в течение нескольких периодов. Это может быть связано, например, с предстоящим сезонным увеличением объемов продаж или с планируемым увеличением цен поставщиков.

Бизнес розничных торговых предприятий строится на решении следующих задач:
  • поиск и налаживание работы с постоянными поставщиками;
  • организация доставки и разгрузки товара от поставщиков на склад;
  • хранение и распределение товара на складе;
  • организация погрузки и доставки товара со склада в места продажи;
  • открытие новых мест продаж.

    Примечания:
  • рост розничных предприятий связан с двумя основными факторами:
         - увеличение объемов продаж в "старых" местах продаж;
         - создание и организация работ на "новых" местах продаж;
  • на самом деле у таких предприятий розничной торговли может и не быть склада, если товар от поставщиков сразу поступает в места продажи. В таком случае в розничной компании нет центрального склада, а есть небольшие склады в местах продаж.


    В любом случае розничная торговля (за исключением интернет-магазинов) не может существовать без собственных или арендованных основных средств (магазины + торговое оборудование).

    Примерная организационно-функциональная структура и концепция организации розничных предприятий

    Розничная торговля это один из немногих типов бизнеса, когда компании могут очень сильно отличаться по масштабам. К рознице может относиться и одна небольшая торговая точка и крупная федеральная розничная сеть.

    Поэтому и организационно-функциональная структура разных розничных компаний может очень сильно отличаться. В минимальном варианте это может быть всего лишь один человек: он же хозяин, он же и продавец магазина.

    Если же речь идет о среднем или крупном розничном бизнесе, то организационно-функциональная структура розничных предприятий состоит из нескольких отделов или служб:
  • места продаж (торговые точки, магазины, супермаркеты, гипермаркеты и т.д.);
  • служба закупок (категорийные менеджеры);
  • служба логистики (транспорт, склад, отгрузка);
  • административно-управленческие службы (финансы, ИТ, персонал, АХО и т.д.)

    Количество сотрудников, работающих в этих отделах, зависит от объемов работ.

    Часть функций розничные предприятия могут отдавать на аутсорсинг. К таким функциям могут относиться: транспорт и часть административно-управленческих функций.

    Примерная структура активов и пассивов предприятий розничной торговли

    Чаще всего у компаний, занимающихся розничной торговлей, имеются в наличии собственные или арендованные основные средства. В основном эти основные средства связаны с выполнением функций продаж (торговое оборудование и помещения, если они не арендуются, а принадлежат компании), а также логистических функций (доставка, складирование, хранение, отгрузка и т.д.). Хотя если часть функций (например, транспорт) отданы на аутсорсинг, то это уменьшает долю основных средств в активах розничной компании.

    Таким образом, основные статьи активов у розничных магазинов:
  • денежные средства;
  • авансы, выданные поставщикам;
  • товарный запас;
  • основные средства (с учетом представленных выше комментариев).

    Основные статьи источников финансирования (пассивов) розничных компаний:
  • кредиторская задолженность;
  • кредиты;
  • собственные средства (уставный капитал; капитал, инвестированный учредителями*; нераспределенная прибыль).

    * формально в официальной отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.

    Как правило, основную долю в активах розничных предприятий занимают товарные запасы, если места продаж компания арендует. Если же у розничной компании есть собственные помещения, то основную долю в активах будут занимать основные средства. Правда по официальным балансам эта недвижимость может учитываться по гораздо меньшей, чем рыночная стоимость.

    Примерная структура расходов розничных предприятий

    Как правило существенную долю в выручке предприятий розничной торговли занимает себестоимость проданных товаров.

    Хотя если розничная компания ведет активную маркетинговую политику, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в выручке.

    Что касается управленческих расходов, то они чаще всего имеют незначительную долю в выручке. Хотя это зависит от масштабов предприятия розничной торговли.

    Также определенную долю в компаниях, занимающихся розничной торговлей, могут составлять проценты за кредит.

    Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику розничных предприятий чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.

    Примерная схема финансовых потоков розничных предприятий

    При оценке финансового положения розничных торговых предприятий нужно учитывать, что их финансовые потоки, как правило, имеют более-менее регулярный характер (с поправкой на сезонность или другие существенные факторы).

    Соответственно динамика финансовых потоков может незначительно отличаться в различные отчетные периоды (кроме всплесков, связанных с сезонностью).

    Основные причины потребности в кредитных ресурсах розничных торговых компаний

    Если розничные предприятия работают на условиях предоплаты поставщикам, а оборачиваемость товаров не очень высокая, то единственным источником финансирования (кроме собственных средств) могут выступать кредиты.

    Если же поставщики отгружают товары с отсрочкой и сроки оборачиваемости товаров не превышают время отсрочки оплаты, то деятельность предприятий розничной торговли может финансироваться за счет кредиторской задолженности перед поставщиками.

    А если период оборачиваемости товаров меньше периода отсрочки, предоставляемой поставщиками, то розничный бизнес может не нуждаться в кредитах для финансирования текущей деятельности. В таком случае кредиты могут понадобиться для реализации какого-то инвестиционного проекта, связанного с расширением действующего бизнеса (открытие нового места продаж) или созданием нового бизнес-направления.


    Таким образом, на этой странице сайта содержится информация, которая может быть использована начинающими предпринимателями, планирующими создать свою розничную компанию.



    Дополнительные материалы о розничной торговле:
  • "Магазин продуктов питания: есть ли здесь место малому бизнесу", Александр Карпов.


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта

    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    + 19 = 20