Технология создания и развития эффективного бизнеса > Виды бизнеса > Торговая компания > Розничная торговля
Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Довольно часто начинающие предприниматели запускают свой первый стартап именно в розничной торговле, поскольку этот вид бизнеса они считают самым простым и понятным.
Таким образом, многие начинают с торговли, причем свои первые шаги делают, создавая именно розничный магазин. Затем, если бизнес оказывается успешным, предприниматели создают и развивают сеть магазинов.
Бизнес розничных торговых компаний, как правило, строится на более-менее регулярных бизнес-процессах. Компании, занимающиеся розницей, зарабатывают на отлаженных цепочках поставки товаров от поставщиков до мест продаж (торговые точки, магазины, супермаркеты, гипермаркеты и т.д.).
Это значит, что каждый отчетный период (месяц или квартал) у розничных предприятий возникают операции, связанные с затратами на закупку товаров и с продажами закупленных товаров. Хотя могут быть ситуации, когда товар закупается большими партиями в одном отчетном периоде, а реализовываться может в течение нескольких периодов. Это может быть связано, например, с предстоящим сезонным увеличением объемов продаж или с планируемым увеличением цен поставщиков.
Бизнес розничных торговых предприятий строится на решении следующих задач: поиск и налаживание работы с постоянными поставщиками;
организация доставки и разгрузки товара от поставщиков на склад;
хранение и распределение товара на складе;
организация погрузки и доставки товара со склада в места продажи;
открытие новых мест продаж.
Примечания: рост розничных предприятий связан с двумя основными факторами:
- увеличение объемов продаж в "старых" местах продаж;
- создание и организация работ на "новых" местах продаж;
на самом деле у таких предприятий розничной торговли может и не быть склада, если товар от поставщиков сразу поступает в места продажи. В таком случае в розничной компании нет центрального склада, а есть небольшие склады в местах продаж.
Розничная торговля это один из немногих типов бизнеса, когда компании могут очень сильно отличаться по масштабам. К рознице может относиться и одна небольшая торговая точка и крупная федеральная розничная сеть.
Поэтому и организационно-функциональная структура разных розничных компаний может очень сильно отличаться. В минимальном варианте это может быть всего лишь один человек: он же хозяин, он же и продавец магазина.
Если же речь идет о среднем или крупном розничном бизнесе, то организационно-функциональная структура розничных предприятий состоит из нескольких отделов или служб: места продаж (торговые точки, магазины, супермаркеты, гипермаркеты и т.д.);
служба закупок (категорийные менеджеры);
служба логистики (транспорт, склад, отгрузка);
административно-управленческие службы (финансы, ИТ, персонал, АХО и т.д.)
Количество сотрудников, работающих в этих отделах, зависит от объемов работ.
Часть функций розничные предприятия могут отдавать на аутсорсинг. К таким функциям могут относиться: транспорт и часть административно-управленческих функций.
Чаще всего у компаний, занимающихся розничной торговлей, имеются в наличии собственные или арендованные основные средства. В основном эти основные средства связаны с выполнением функций продаж (торговое оборудование и помещения, если они не арендуются, а принадлежат компании), а также логистических функций (доставка, складирование, хранение, отгрузка и т.д.). Хотя если часть функций (например, транспорт) отданы на аутсорсинг, то это уменьшает долю основных средств в активах розничной компании.
Таким образом, основные статьи активов у розничных магазинов: денежные средства;
авансы, выданные поставщикам;
товарный запас;
основные средства (с учетом представленных выше комментариев).
Основные статьи источников финансирования (пассивов) розничных компаний: кредиторская задолженность;
кредиты;
собственные средства (уставный капитал; капитал, инвестированный учредителями*; нераспределенная прибыль).
* формально в официальной отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.
Как правило, основную долю в активах розничных предприятий занимают товарные запасы, если места продаж компания арендует. Если же у розничной компании есть собственные помещения, то основную долю в активах будут занимать основные средства. Правда по официальным балансам эта недвижимость может учитываться по гораздо меньшей, чем рыночная стоимость.
Как правило существенную долю в выручке предприятий розничной торговли занимает себестоимость проданных товаров.
Хотя если розничная компания ведет активную маркетинговую политику, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в выручке.
Что касается управленческих расходов, то они чаще всего имеют незначительную долю в выручке. Хотя это зависит от масштабов предприятия розничной торговли.
Также определенную долю в компаниях, занимающихся розничной торговлей, могут составлять проценты за кредит.
Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику розничных предприятий чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.
При оценке финансового положения розничных торговых предприятий нужно учитывать, что их финансовые потоки, как правило, имеют более-менее регулярный характер (с поправкой на сезонность или другие существенные факторы).
Соответственно динамика финансовых потоков может незначительно отличаться в различные отчетные периоды (кроме всплесков, связанных с сезонностью).
Если розничные предприятия работают на условиях предоплаты поставщикам, а оборачиваемость товаров не очень высокая, то единственным источником финансирования (кроме собственных средств) могут выступать кредиты.
Если же поставщики отгружают товары с отсрочкой и сроки оборачиваемости товаров не превышают время отсрочки оплаты, то деятельность предприятий розничной торговли может финансироваться за счет кредиторской задолженности перед поставщиками.
А если период оборачиваемости товаров меньше периода отсрочки, предоставляемой поставщиками, то розничный бизнес может не нуждаться в кредитах для финансирования текущей деятельности. В таком случае кредиты могут понадобиться для реализации какого-то инвестиционного проекта, связанного с расширением действующего бизнеса (открытие нового места продаж) или созданием нового бизнес-направления.
Таким образом, на этой странице сайта содержится информация, которая может быть использована начинающими предпринимателями, планирующими создать свою розничную компанию.
Дополнительные материалы о розничной торговле:
"Магазин продуктов питания: есть ли здесь место малому бизнесу", Александр Карпов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Розничная торговля
Таким образом, многие начинают с торговли, причем свои первые шаги делают, создавая именно розничный магазин. Затем, если бизнес оказывается успешным, предприниматели создают и развивают сеть магазинов.
Краткое описание и отличительные особенности розничной торговли
Это значит, что каждый отчетный период (месяц или квартал) у розничных предприятий возникают операции, связанные с затратами на закупку товаров и с продажами закупленных товаров. Хотя могут быть ситуации, когда товар закупается большими партиями в одном отчетном периоде, а реализовываться может в течение нескольких периодов. Это может быть связано, например, с предстоящим сезонным увеличением объемов продаж или с планируемым увеличением цен поставщиков.
Бизнес розничных торговых предприятий строится на решении следующих задач:
Примечания:
- увеличение объемов продаж в "старых" местах продаж;
- создание и организация работ на "новых" местах продаж;
В любом случае розничная торговля (за исключением интернет-магазинов) не может существовать без собственных или арендованных основных средств (магазины + торговое оборудование). |
Примерная организационно-функциональная структура и концепция организации розничных предприятий
Поэтому и организационно-функциональная структура разных розничных компаний может очень сильно отличаться. В минимальном варианте это может быть всего лишь один человек: он же хозяин, он же и продавец магазина.
Если же речь идет о среднем или крупном розничном бизнесе, то организационно-функциональная структура розничных предприятий состоит из нескольких отделов или служб:
Количество сотрудников, работающих в этих отделах, зависит от объемов работ.
Часть функций розничные предприятия могут отдавать на аутсорсинг. К таким функциям могут относиться: транспорт и часть административно-управленческих функций.
Примерная структура активов и пассивов предприятий розничной торговли
Таким образом, основные статьи активов у розничных магазинов:
Основные статьи источников финансирования (пассивов) розничных компаний:
* формально в официальной отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.
Как правило, основную долю в активах розничных предприятий занимают товарные запасы, если места продаж компания арендует. Если же у розничной компании есть собственные помещения, то основную долю в активах будут занимать основные средства. Правда по официальным балансам эта недвижимость может учитываться по гораздо меньшей, чем рыночная стоимость.
Примерная структура расходов розничных предприятий
Хотя если розничная компания ведет активную маркетинговую политику, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в выручке.
Что касается управленческих расходов, то они чаще всего имеют незначительную долю в выручке. Хотя это зависит от масштабов предприятия розничной торговли.
Также определенную долю в компаниях, занимающихся розничной торговлей, могут составлять проценты за кредит.
Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику розничных предприятий чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.
Примерная схема финансовых потоков розничных предприятий
Соответственно динамика финансовых потоков может незначительно отличаться в различные отчетные периоды (кроме всплесков, связанных с сезонностью).
Основные причины потребности в кредитных ресурсах розничных торговых компаний
Если же поставщики отгружают товары с отсрочкой и сроки оборачиваемости товаров не превышают время отсрочки оплаты, то деятельность предприятий розничной торговли может финансироваться за счет кредиторской задолженности перед поставщиками.
А если период оборачиваемости товаров меньше периода отсрочки, предоставляемой поставщиками, то розничный бизнес может не нуждаться в кредитах для финансирования текущей деятельности. В таком случае кредиты могут понадобиться для реализации какого-то инвестиционного проекта, связанного с расширением действующего бизнеса (открытие нового места продаж) или созданием нового бизнес-направления.
Таким образом, на этой странице сайта содержится информация, которая может быть использована начинающими предпринимателями, планирующими создать свою розничную компанию.
Дополнительные материалы о розничной торговле:
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.