Технология создания и развития эффективного бизнеса > Виды бизнеса > Торговая компания > Оптовая торговля процессного типа

Оптовая торговля процессного типа

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"

Торговая компания, как правило, является наиболее простым и понятным первым стартапом предпринимателей.

Нередко предприниматели свой первый бизнес начинают именно в сфере оптовой торговли, особенно если специфика бизнеса (по крайней мере, в его начальной стадии) не требует значительных инвестиций.

Хотя если вести речь именно от процессных оптовых компаниях, то совсем без инвестиций будет сложно обойтись, в отличие от проектных оптовых компаний.

Оптовые компании процессного типа: краткое описание и отличительные особенности

Бизнес процессных оптовых торговых компаний, как правило, строится на более-менее регулярных бизнес-процессах. Компании, занимающиеся данным видом бизнеса, зарабатывают на отлаженных цепочках поставки товаров от поставщиков до покупателей.

Это значит, что каждый отчетный период (месяц или квартал) в торговой компании процессного типа возникают операции, связанные с затратами на закупку товаров и с продажами закупленных товаров.

Хотя могут быть ситуации, когда товар закупается большими партиями в одном отчетном периоде, а реализовываться может в течение нескольких периодов. Это может быть связано, например, с предстоящим сезонным увеличением объемов продаж или с планируемым увеличением цен поставщиков.

Бизнес процессных оптовых торговых компаний строится на решении следующих задач:
  • поиск и налаживание работы с постоянными покупателями;
  • поиск и налаживание работы с постоянными поставщиками;
  • организация доставки и разгрузки товара от поставщиков на склад;
  • хранение и распределение товара на складе;
  • организация погрузки и доставки товара со склада покупателям.

    Примечания:
  • рост оптового бизнеса процессного типа связан с двумя основными факторами:
         - увеличение объемов продаж "старым" покупателям;
         - поиск "новых" покупателей;
  • если какие-то разовые поставки отдельным клиентам и присутствуют, то их доля в общем обороте незначительная. В противном случае такой бизнес относился бы к проектным оптовым торговым компаниям;
  • на самом деле у торговых компаний процессного типа может и не быть склада. В таком случае компания должна работать по системе just-in-time (точно в срок). Но это требует организации всех бизнес-процессов на очень высоком уровне.

    Оптовый бизнес: примерная организационно-функциональная структура и концепция организации бизнеса

    Как и в любом другом бизнесе компании данного типа могут быть крупными и мелкими. Но как правило таким бизнесом занимаются именно средние и крупные компании.

    Соответственно организационно-функциональная структура оптовых предприятий процессного типа состоит из нескольких отделов или служб:
  • отдел продаж;
  • служба логистики (закупка товаров, транспорт, склад, отгрузка);
  • административно-управленческие службы (финансы, ИТ, персонал, АХО и т.д.)

    Количество сотрудников, работающих в этих отделах, зависит от объемов работ.

    Часть функций оптовые компании процессного типа могут отдавать на аутсорсинг. К таким функциям могут относиться: транспорт и часть административно-управленческих функций.

    Примерная структура активов и пассивов предприятий оптовых торговли процессного типа

    Чаще всего у компаний, занимающихся оптовой торговлей процессного типа, имеются в наличии собственные или арендованные основные средства. В основном эти основные средства связаны с выполнением логистических функций (доставка, складирование, хранение, отгрузка и т.д.).

    Хотя если часть функций (например, транспорт) отданы на аутсорсинг, то это уменьшает долю основных средств в активах компании. Кроме того, как уже было отмечено выше, если оптовые компании процессного типа работают по системе just-in-time, то в таком случае у них вообще может не быть основных средств (ни собственных ни арендованных), а доставка товара может осуществляться напрямую от поставщиков к покупателям.

    Хотя не во всех случаях можно осуществлять такую прямую доставку товаров от поставщиков к покупателям, т.к. это может привести к потере клиентов, поскольку, получив информацию о том, кто является поставщиками, клиенты могут начать работу напрямую с поставщиками.

    Таким образом, основные статьи активов у оптовых предприятий процессного типа:
  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • авансы, выданные поставщикам;
  • товарный запас;
  • основные средства (с учетом представленных выше комментариев).

    Основные статьи источников финансирования (пассивов) оптовых компаний процессного типа:
  • кредиторская задолженность;
  • авансы полученные;
  • кредиты;
  • собственные средства (уставный капитал; капитал, инвестированный учредителями*; нераспределенная прибыль).

    * формально в официальной отчетности данная позиция может оформляться как заемные средства, но по сути это собственные средства.

    Если с большинством покупателей и поставщиков оптовая компания работает примерно по одинаковой схеме, то в активах и пассивах будет несколько статей, занимающих основную долю.

    Например, если компания работает на условиях предоплаты поставщикам и отсрочки поступлений от покупателей, то в активах в основном будут дебиторская задолженность, авансы поставщикам и товарный запас, а в пассивах кредиты.

    Если предприятия оптовой торговли процессного типа работают на условиях отсрочки платежей, как с поставщиками, так и с покупателями, то в активах в основном будут дебиторская задолженность и товарный запас, а в пассивах кредиторская задолженность и может быть кредиты.

    Примерная структура расходов процессных оптовых компаний

    Как правило, существенную долю в выручке в оптовых компаниях процессного типа занимает себестоимость проданных товаров.

    Хотя если компания ведет активную маркетинговую политику, то и коммерческие расходы могут составлять значительную долю в выручке.

    Что касается управленческих расходов, то они чаще всего имеют незначительную долю в выручке. Хотя это зависит от масштабов компании.

    Также определенную долю в оптовых компаниях процессного типа могут составлять %% за кредит.

    Примечание: при оценке структуры расходов нужно внимательно изучать учетную политику оптовых предприятий процессного типа чтобы понимать какие статьи расходов к какой группе относятся.

    Оптовый бизнес: примерная организационно-функциональная структура и концепция организации бизнеса

    Примерная схема финансовых потоков оптовой торговли процессного типа При оценке финансового положения оптового бизнеса процессного типа нужно учитывать, что его финансовые потоки, как правило, имеют более-менее регулярный характер (с поправкой на сезонность или другие существенные факторы).

    Соответственно динамика финансовых потоков может незначительно отличаться в различные отчетные периоды (кроме всплесков, связанных с сезонностью).

    Основные причины потребности оптовых предприятий процессного типа в кредитных ресурсах

    Если оптовые компании процессного типа работают на условиях предоплаты поставщикам и отсрочкой оплаты от покупателей, то единственным источником финансирования (кроме собственных средств) могут выступать кредиты.

    Если же отсрочка оплаты есть не только у покупателей, но и у поставщиков и по срокам они примерно совпадают, то деятельность оптовых предприятий процессного типа может финансироваться за счет кредиторской задолженности перед поставщиками. А если с покупателями процессные оптовые компании работают на условиях предоплаты, то еще одним источником финансирования будут выступать авансы, полученные от покупателей.

    В таком случае кредиты могут понадобиться для реализации какого-то инвестиционного проекта, связанного с расширением действующего бизнеса или открытием нового бизнес-направления.


    Итак, на этой странице сайта представлена информация, которая может быть использована предпринимателями, планирующими создать свой оптовый бизнес процессного типа.


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта

    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    8 + 1 =