Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести книги и методики

Технология создания и развития эффективного бизнеса > Опыт в создании и развитии бизнеса > Создание и развитие бизнеса "Нетология-групп"

Создание и развитие бизнеса "Нетология-групп"

Максим Спиридонов, основатель и генеральный директор образовательного холдинга "Нетология-групп"

Нам с детства говорят прописные истины о том, как правильно жить. Такие же прописные истины есть и в бизнесе. Например, старайся нанимать профессионалов, которые лучше тебя, следи за остатками денег и т.д. Всем им нужно следовать, чтобы добиться успеха.

Мало кто знает, что некоторые люди, добившиеся успеха, к нему шли не быстро, и на пути у них было много всяких проблем. Это как с беременной женщиной. Все ее поздравляют с этим радостным событием, но ведь никто не знает сколько раз ее … прежде, чем она забеременела )). Так и с успехом в бизнесе. Всем виден только результат, но мало кто знает что было на пути к этому результату.

Я расскажу обо всех основных стадиях (фазах) создания и развития бизнеса "Нетология-групп".

У нас сейчас есть три основных бренда: "Нетология", "Фоксфорд" и "EdMarket".

Создание и развитие Нетология-групп характеризуется следующими основными моментами:
  • вход в бизнес из любопытства;
  • сотни ошибок;
  • вложения всех личных денег в компанию;
  • несколько пивотов;
  • четыре инвестиционных раунда;
  • попадание в список "20 самых дорогих компаний Рутена" Forbes с оценкой 72 млн. $.;
  • счастливый финал, а, точнее говоря, новое начало.

    Поначалу у нас был не бизнес, а самозанятость. Так что мы, как и многие начинающие стартаперы, попали в ловушку самозанятости (24/7).

    Для того чтобы из нее выбраться были приняты следующие решения:
  • регламентировать бизнес-процессы;
  • растить команду;
  • расширить продуктовую линейку.

    Для того чтобы расширить продуктовую линейку мы стали делать следующее:
  • проводить B2C-семинары по разным тематикам;
  • проводить B2B-семинар под заказ;
  • пытались строить корпоративные университеты;
  • пробовали проводить онлайн-трансляции семинаров для тех, кто не в Москве.

    В общем, мы то и дело расширяли продуктовую линейку. Выручка при этом росла, а прибыль нет. Так что в какой-то момент времени стали даже задумываться о том, что к первому новому году вообще закрыться. Полагали, что мы работаем на узком, незрелом рынке.

    Все-таки закрываться мы не стали, а вместо этого сделали первый пивот – ушли в онлайн образование. Всю нашу продуктовую линейку мы пустили под нож. Теперь у нас было всего две программы, а не много как раньше.

    Мы сделали ставку на программы обучения базовым навыкам интернет-профессий. К тому же мы создали собственную образовательную платформу.

    Я считаю, что когда рынок растет, то ошибки прощаются, а когда падает, то потолок давит и развалиться можно. Онлайн рынок растет, поэтому он прощал нам ошибки.

    При развитии после первого пивота мы столкнулись с новой проблемой – медленный рост. Для ее решения нужен был финансовый рычаг, но тогда у нас была низкая инвестиционная привлекательность.

    При поиске инвестиций нужно учитывать, что есть два основных типа инвесторов и соответствующих им инвестиционных моделей:
  • дивидендная модель – инвесторы "заходят" в компанию деньгами и получают дивиденды;
  • венчурная модель – инвесторы зарабатывают на росте капитализации компании.

    Для того чтобы привлечь инвесторов первого типа, компания уже должна быть достаточно большой и продолжать расти примерно на 5-10% в год.

    Венчурные инвесторы при выборе объектов для инвестирования учитывают другие факторы:
  • есть ли рынок;
  • насколько он велик;
  • что происходит на глобальном рынке (где-то через 5-7 лет в России будет примерно тоже самое).

    Необходимо учитывать, что для привлечения инвестиций нужно еще уметь и грамотно упаковывать бизнес.

    Поэтому мы сделали бизнес-модель более масштабируемой и понятной инвестору. Мы сделали еще один пивот. У нас появился еще один онлайн-курс.

    В первый раунд инвестиций "Нетология-групп" смогла привлечь 500 тыс. $. А всего потом было привлечено 10 млн. $.

    Нам пришлось пообещать инвесторам, что мы создадим аналог уже всемирно известных компаний, занимающихся онлайн-образованием.

    Первый раунд инвестиций прошел удачно, и мы продолжили привлекать инвестиции. Можно сказать, что у нас началась стартаперская эйфория, а это опасная штука.

    С одной стороны, если не растешь, то это плохо. С другой стороны, если сильно растешь, то вроде как тоже плохо.

    Для обеспечения еще большего роста возникла идея слияния с другой компанией, занимающейся онлайн-образованием.

    Нам казалось, что мы нашли единомышленников, у нас с ними есть синергия и мы можем захватить дополнительный рынок.

    Из-за слияния стали дублироваться функции, а также возникли ненужные статьи затрат. Кроме того мы долго притирались – у каждого же свои амбиции.

    В компании было 150 человек, из них 30 продажников. Коммерческий директор затеял диверсию – втихаря подговаривал всех продажников уволиться. Я даже в больницу попал, а инвесторам врал, что в отъезде, поскольку нужен был очередной инвестиционный транш.

    В общем, за два раунда инвестиций «Нетология-групп» привлекла несколько миллионов долларов. Кстати, в продвижение бренда "Фоксфорд" мы вложили около 5 млн. $ (в основном телевизионная реклама). У нас появился красивый новый офис (а куда ж без него), но самое главное – большие надежды на дальнейшее успешное развитие компании.

    В итоге мы столкнулись со следующей серьезной проблемой – захлебнулись в масштабе.

    Быстрорастущим компаниям бывает очень плохо, причем нередко. Нужно находить ростки позитива, верить в себя и сотрудников в это вовлекать. Можно, например, праздники корпоративные устраивать и т.д. В общем, нужно было поднимать моральный дух сотрудников, потому что мы, так сказать, заглянули в пропасть, но сумели от нее отойти.

    Мы несколько лет удваивались по обороту. Наверное, на какой-то стадии развития это хорошо, но не нужно очень масштабных проектов, когда бизнес уже большой. В противном случае, образно говоря, может получиться примерно следующее. Вложили большие средства в проектирование звездолета, затем еще большую сумму в его постройку, потом стали запускать, а он не взлетел. И все – денег больше нет, перспектив тоже.

    Итак, для устранения возникшей проблемы (захлебнулись в масштабе) были приняты следующие решения:
  • сокращения штата;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • пересмотр зон ответственности менеджеров.

    Теперь мы понимали, что дальнейший рост должен быть более управляемый и сейчас уже нужно расти на свои деньги, а не на венчурные инвестиции.

    Для реализации данной стратегии были приняты следующие решения:
  • ввести жесткую финансовую дисциплину;
  • рачительно использовать ресурсы;
  • все значимые решения максимально четко и детально просчитывать.

    Для дальнейшего роста бизнеса Нетология-групп стала искать стратегического инвестора.

    При создании и развитии бизнеса можно использовать следующие источники финансирования:
  • собственные средства (для создания небольшого бизнеса);
  • средства бизнес-ангелов (для дальнейшего развития бизнеса);
  • венчурные инвестиции (для быстрого роста бизнеса);
  • стратегические инвестиции (для дальнейшего эффективного, управляемого и системного развития).

    Мы прошли почти все эти стадии развития бизнеса и использования соответствующих источников для его финансирования.v Перед тем как искать стратега (стратегического инвестора) мы провели, пожалуй, самые масштабные исследования рынка онлайн-образования России. Сделали самый подробный отчет.

    Можно сказать, что проведенный анализ рынка онлайн-образования и подготовленный отчет помогли нам и инвестора найти. Ведь, как потом оказалось, инвесторы изучали этот отчет и использовали его при выборе объекта инвестирования.

    Проведенные исследования показали, что рынок онлайн-образования расчет и будет расти дальше. Это связано с тем, что наш мир очень динамично меняется. К изменяющимся условиям нужно успевать адаптироваться, поэтому и есть растущий спрос на образование. Онлайн-образование имеет преимущество перед обычным образованием, поскольку не требует физического присутствия и стоит дешевле.

    В общем, в итоге мы нашли стратегического инвестора и стали частью холдинга Алексея Мордашова. Мы продали миноритарную долю. Венчурные фонды, кстати, продали с очень хорошей прибылью свои доли в нашем бизнесе.

    Наличие такого стратега, безусловно, является плюсом с точки зрения дальнейшего развития, но здесь не обошлось без проблем. Наш стратегический инвестор из тяжелой промышленности. Он для нас как из другого мира, поэтому, конечно же, возникла проблема в различии корпоративных культур.

    Для решения этой проблемы были приняты следующие решения:
  • синхронизация бизнес-целей;
  • настройка личных отношений с советом директоров;
  • изучение "языка" акционеров.

    Мы сейчас работаем в отдельном офисе и более-менее автономны, но все равно приходится договариваться с советом директоров.

    Сейчас у нас работает более 1000 человек. В компании есть 12 бизнес-юнитов. Теперь по ощущениям все стало медленно, как под водой.

    Поэтому мы дробим компанию на маленькие, автономные группы с большой ответственностью и полномочиями. Это позволит нам избежать неповоротливости очень большой компании.

    Я считаю, что рынок онлайн-образования еще больше вырастет. Да, на этом рынке сейчас есть такие компании, которые, можно сказать, вносят негативный вклад в восприятие клиентами рынка образования в целом и онлайн-образования в частности. Но все-таки даже таким компаниям приходится меняться и становится более цивилизованными.

    Как-то раз я общался с одним из основателей «Бизнес-молодости». Он мне признался, что сейчас ему стыдно за то, что они делали раньше. Так что рынок меняет его участников. Они понимают, что если не станут более цивилизованными, то рано или поздно им придется уйти с рынка.

    У меня нередко спрашиваю можно ли создать успешный семейный бизнес и что для этого нужно.

    Бизнес «Нетология-групп» создавался именно как семейный. Мы начинали его вдвоем с моей будущей женой.

    Я считаю, что для успешного семейного бизнеса должно быть выполнено несколько условий:
  • общая цель;
  • разграничение зон ответственности;
  • отсутствие прямого подчинения, чтобы конфликтов не было.

    Если эти условия выполняются, то можно заняться созданием и развитие семейного бизнеса, который в будущем может перерасти в большую компанию, как в нашем случае.

    Еще меня иногда спрашивают, не планирую ли я для дальнейшего развития компании использовать франчайзинговую модель. Полагаю, что модель франшизы нам вряд ли подойдет, поскольку у нас онлайн-бизнес. Все-таки франчайзинг – это инструмент офлайн-бизнеса.v В завершении своего рассказа, решил упомянуть еще и вот о каком аспекте (хотя о нем уже выше шла речь и не один раз). Есть люди, которые способны быть лидерами, а есть те, кто в них нуждается.

    Так получилось, что я сам никогда не работал по найму. Кстати, поэтому мне какое-то время было тяжеловато набирать сотрудников и выстраивать с ними отношения, поскольку у меня у самого нет опыта наемной работы, и я не представляю, каково это быть наемным сотрудником.

    Пожалуй, для меня бизнес – это что-то большее, чем просто работа. Поэтому вряд ли я перейду на другую сторону. Вообще считаю, что для мужчин бизнес сейчас является способом проявить себя.

    Раньше мужчины это делали, участвуя в войнах. Сейчас и в бизнесе адреналина хватает. К тому же бизнес все-таки безопаснее)).

    Желаю всем успехов в создании и развитии своего бизнеса!