Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Модель динамики развития технологий в микро- и малом бизнесе

Модель динамики развития технологий в микро- и малом бизнесе

Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы книги "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)"

Логистическая комулятивная кривая инновационного процесса, примененная Р. Фостером в его книге «Обновление производства: атакующие выигрывают», до настоящего времени является основой динамического моделирования инновационного бизнеса. Схематически она показана на рисунке 1.

Рис. 1. а) –логистическая кривая для параметра результативности Р, б) – ее первая и в) – вторая производные по времени

а) –логистическая кривая для параметра результативности Р, б) – ее первая и в) – вторая производные по времени

S-кривая отражает три характерных этапа развития: обучения технологии (от начала до времени t1), повышенной отдачи технологии (от t1 до t3) и насыщения (от t3).

На этапе обучения новой технологии до t1 идет накопление опыта, реализующих ее исследователей и технологов. Именно они и «обучаются». Начало обучения представляет собой процесс периодического решения возникающих технологических проблем, который и позволяет реализовывать новую концепцию. В период обучения новой технологии S-кривая пологая, так как отдача ресурсов, вкладываемых в развитие технологии, пока не велика. Для отладки новой технологии и реализации заложенного в ней потенциала, все еще необходимы крупные инвестиции.

К моменту перехода на этап повышенной отдачи (от t1 до t3) основные технологические проблемы решены. Это потребовало много времени и средств, но теперь уже догнать обучившуюся группу новаторов (компанию) нелегко. Любая другая группа должна пройти свой этап обучения, даже если ею взята на вооружение та же технология новаторов. Деятельность новаторов (или атакующих, поскольку они «атакуют» старую технологию) неудержимо набирает обороты.

Однако к моменту насыщения t3 дополнительные вложения уже не приводят к заметному увеличению результата. Приходится тратить все более крупные средства на преодоление трудностей, придумывать «довески» к технологической концепции. Наступает этап насыщения, проявляются факторы, ограничивающие дальнейшее совершенствование технологии в рамках принятой концепции. Приходит пора менять существующую концепцию и начинать активные поиски новой, более эффективной технологии. Если фирма не сделает этого вовремя, ее опередит кто-либо из конкурентов, начавших работать на основе новой технологии с большими возможностями, то есть формировать новую S-кривую.

Психологическая ловушка состоит в том, что сам доход продолжает расти, но чем дальше, тем медленнее, пока из-за истощения ресурсов системы не дойдет до насыщения или даже до спада.

Точка А на кривой (Рис. 1а) является точкой перегиба, именно в этой точке наклон кривой к оси абсцисс максимален. Если по оси ординат в качестве контролируемого параметра откладывается доход микро- или малой фирмы, то вся кривая показывает, что доход все время растет. В точке «А» скорость роста достигает своего максимума. Однако фирма по инерции проскакивает точку А, темпы роста прибыли снижаются.

Известно, что скорость роста характеризуется 1-ой производной по времени (Рис. 1б).

В точке «В» кривая проходит через максимум, понижаясь справа и слева от нее. При этом видно, что эта кривая имеет две точки перегиба. Если взять от этой кривой производную, то есть вторую производную от начальной S-кривой (Рис. 1а), то мы получим новую кривую (Рис. 1в). На ней точка «D» характеризует начало второго этапа S-кривой – этап ускоренного роста, точка «С» показывает середину второго этапа S-кривой, точка «E» указывает, что начинается третий этап, замедление роста, начинается «загиб» S-кривой.

Новая технология (как и любая система с ограниченными ресурсами) в ходе развития неизбежно рано или поздно использует все свои ресурсы, что приведет к ее деградации и кризису. Поэтому вопрос об оптимальном использовании ресурсов приобретает особую важность. Когда компания находится в начале этапа повышенной отдачи базовой технологии (рис. 1а, участок t1-t2), в развитие производства целесообразно вкладывать 90% ресурсов, а 10% – в развитие новых технологических направлений и изделий, то есть закладывать новые S-кривые, диверсифицируя таким образом новое производство.

Как только начнется насыщение S-кривой (рис. 1а, участок вблизи точки t3), основные ресурсы уже следует направлять на исследовательские и проектные работы, возможно, даже сокращая объемы производства. Если конкуренты сумеют первыми внедрить новую технологию, заводы или производственные участки по производству изделий на основе существующей технологии могут не понадобиться ни себе, ни другим.

На отрезке (t1-t2) виден существенный рост S-кривой. Но это – кризис, хотя и положительный. Поэтому руководителю фирмы нужно готовиться к переменам. Резкий рост производства неминуемо повлечет за собой перестройку организационной структуры предприятия и системы продаж. Обычно этого не делают, поскольку объемы производства и продаж растут, продукция совершенствуется, количество покупателей растет.

Возникает противоречие между сложившейся структурой фирмы и растущими объемами производства и продаж. Если не предпринять упреждающие организационные меры, то неминуемо наступит кризис. Коварство этой ситуации заключается в том, что общие показатели растут, снижается лишь темпы их роста.

При приближении к точке t3 пора бить тревогу, срочно предпринимать те меры, которые надо было делать где-то на середине отрезка от старта до точки «А». Но теперь на это уже не хватает времени, денег, ресурсов.

При достижении насыщения наступает следующий отрицательный кризис. После него без внешних вливаний предприятию выжить практически невозможно. В лучшем случае экономические показатели стабилизируются на каком-то уровне. В худшем – банкротство и уход с рынка. На самом деле система просто исчерпала свои ресурсы развития. Надо вновь ставить и разрешать противоречия: совершать технологический разрыв – переход на новую инновационную технологию.

Наиболее распространенная ошибка руководителя фирмы – линейное прогнозирование тенденций. На отрезке логисты до t1 все стабильно, значит и дальше так будет. Однако именно стартапы чаще всего подстерегает финансовый кризис. Это связано с неправильной оценкой руководством фирм пропорции между затратами, необходимыми для производства и продвижения на рынке производимых продукции, работ или услуг, и возможным потоком доходов от их реализации, а также временем окупаемости производства».

Чтобы избежать негативных последствий кризисов, руководителю фирмы необходимо предвидеть, прогнозировать события. Лучше это делать с использованием общих закономерностей, на основе личного опыта и опыта привлеченных консультантов, тщательного анализа ситуации и истории развития предприятия.

Американские эксперты подсчитали, что всего лишь 2% затрат от стоимости проекта на прогнозирование обеспечивают существенную отдачу от своевременного использования прогнозных оценок при принятии решений в научно-технической и производственной политике. Реально проект, прошедший всестороннее прогнозное исследование, окажется в конечном счете в 2 раза дешевле исходного варианта.

Как нам представляется из предыдущего рассмотрения логистической кривой, к её достоинствам следует отнести:
  • простоту, т.к. функция монотонно возрастает. Т.е. любое «более правое» значение функции всегда больше того, что находится слева. Это существенно упрощает анализ;
  • крайне простое нормирование любых входящих в неё параметров, т.к. она ограничена значениями от 0 до 1;
  • зеркальную симметрию относительно точки перегиба, что позволяет прогнозировать развитие процесса от 0,5;
  • достаточно простые расчеты по формуле логистической кривой, позволяющие прогнозировать развитие процесса;
  • возможность с помощью комбинации логистических кривых (если складывать несколько кривых с разными коэффициентами) прогнозировать ход любого сложного процесса.

    Однако следует указать, что, несмотря на существенные достоинства, явным недостатком логистической кривой является отсутствие четкой детализации по фазам роста, поскольку она показывает только общий ход развития процесса. Этот недостаток мы попытались нивелировать в третьем разделе нашей книги «Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)».


    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    62 − = 56