Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Основные преимущества и недостатки самозанятости
Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы следующих книг: "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)", "Развитие самозанятости и форм инновационного предпринимательства (инновационной самозанятости, инновационного малого, среднего и крупного предпринимательства) как реальный путь к технологическому развитию России"
Специальный налоговый режим, введенный федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-Ф3, имеет много преимуществ.
1. Самозанятость – это способ выйти из тени, работать легально и не бояться проверок налоговая службы. Оформление самозанятости дает возможность открыто размещать рекламу для поиска новых клиентов, получить справку о доходах для визы или ипотеки.
2. Простота регистрации в качестве налогоплательщика. Необходимо подать заявление через мобильное приложение «Мой налог», а также через программные продукты партнеров – банков и электронные площадки, приложить к нему фотографию и копию паспорта (п. 2 ст. 5 ФЗ 422).
3. Не нужно подавать декларацию о доходах, сдавать налоговую отчетность.
4. Низкие ставки налогообложения: 4% при расчете с гражданами и 6 %, если расчет производится с ИП или организациями (ст. 10 ФЗ 422).
5. Право на получение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей: со ставки 4% в размере 1% и со ставки 6% – 2% (п.2 ст. 12 ФЗ 422). То есть фактически уплачивать 3 и 4% с дохода соответственно – до тех пор, пока сумма экономии не составит 10 тысяч рублей.
6. Освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС (п.11 ст. 2 ФЗ 422).
7. Пенсионер-самозанятый является неработающим пенсионером и не теряет права на получение доплаты к пенсии, что очень весомо для большинства пенсионеров.
8. Самозанятость является катализатором для развития поколения предпринимателей, способствует формированию бизнес-поколения «легального старта», дает возможности роста молодежной предпринимательской инициативы.
9. Самозанятый может законно отстаивать свои права в суде, если их нарушили недобросовестные заказчики.
Главными преимуществами сотрудничества с самозанятыми для бизнеса являются:
– простота и скорость оформления документов;
– прозрачность и легальность выплат;
– уменьшение налоговых издержек;
– возможность легкого найма большого количества персонала при необходимости.
При наличии значительного количества плюсов для самозанятых в ФЗ 422 имеется и ряд и минусов. Среди очевидных недостатков:
1. Ограничение сроков применения специального налогового режима – до 2028 г. включительно (п.2 ст. 1 ФЗ 422).
2. Ограничение лимита дохода суммой в 2,4 млн рублей (п. 2 ст. 4 ФЗ 422). После превышения указанной суммы необходимо самостоятельно поменять режим налогообложения. Если самозанятый не сделает этого, налоговый орган переведет его на общий режим налогообложения (самый невыгодный при небольших доходах) автоматически.
3. Запрет на торговлю подакцизными товарами и продукцией, подлежащей маркировке. Это особенно актуально в связи с тем, что ассортимент маркируемых товаров регулярно расширяется.
4. Наличие санкций (ст.129.13 НК РФ) за нарушение порядка либо сроков передачи данных о произведенных расчетах в налоговую инспекцию. Штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога. За повторное нарушение в течение полугода сумма штрафа будет равна полученному с нарушениями доходу.
5. Отсутствие пенсионных и социальных отчислений. Самозанятые приравниваются к неработающим гражданам, поэтому период самозанятости не идет в счет трудовой пенсии. Также самозанятый не имеет права на получение выплат по больничным листам.
6. Неопределенность функционирования специального налогового режима в принципе. Поскольку налоговый режим для самозанятых является экспериментом (ст. 1 ФЗ 422), то могут быть изменены как правила исчисления налога, так и перечень доходов, облагаемых этим налогом, источники их получения и другие вопросы, касающиеся применения данного режима налогообложения. При этом возможно как улучшение, так и ухудшение положения самозанятых.
П. 3 ст. 1 ФЗ 422 устанавливает только два ограничения на возможности внесения корректив: нельзя увеличивать ставки налогообложения;
не может быть уменьшен предельный размер доходов (2,4 млн рублей), в рамках которого допустимо применение НПД.
Что касается любых других норм закона, то их корректировка возможна в ходе проведения эксперимента.
Однако сам факт принятия федерального закона от 27 ноября 2018 г. №422-Ф3 является существенным плюсом для значительного числа граждан. Для одних налогоплательщиков (в первую очередь действующих ИП) он позволит снизить налоговую нагрузку, для других – выйти из тени, легализоваться и избежать более серьезных налоговых санкций. Из-за нестабильности на рынке труда и экономических вызовов, пандемии коронавируса, введения спецоперации наблюдается значительный рост самозанятости на рынке труда России.
Положительные результаты эксперимента по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» хорошо прослеживаются из анализа количества зарегистрировавшихся в качестве самозанятых граждан: «по итогам 2021 г. число зарегистрированных самозанятых превысило 3,86 млн человек, по итогам 2022 г. – 6,561 млн человек, по итогам июля 2023 г. – 8,069 млн человек».
Основные направления их деятельности: услуги такси, ремонт, маркетинг, продажа продукции собственного производства, сфера красоты, доставка товаров и аренда квартир.
Значительный интерес граждан к самозанятости создал предпосылки для формирования отдельного федерального проекта по созданию условий развития деятельности самозанятых граждан. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которая включает в себя отдельный федеральный проект «Поддержка самозанятых».
Основными мероприятиями федерального проекта для самозанятых являются: оказание информационно-консультационных и образовательных услуг;
предоставление микрозаймов по льготной ставке;
финансовая поддержка;
предоставление льготного доступа к сервисам по размещению продукции, товаров, работ (услуг) на коммерческих электронных площадках;
предоставление в пользование на правах аренды производственных и офисных площадей в помещениях (в том числе в бизнес-инкубаторах и коворкингах), оснащенных необходимым оборудованием;
обеспечение доступа к имуществу (например, аренда) из числа объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества.
За весь период действия эксперимента, по состоянию на июль 2023 г., количество самозанятых граждан, получивших поддержку, составило около 187,5 тыс. человек.
По данным ФНС России, к концу 2023 г. зарегистрировалось «9 млн самозанятых, которые заработали уже 2,9 трлн рублей. За всё время действия этого налогового режима самозанятые сформировали более 1,6 млрд чеков, сумма среднего чека составляет 1 840 рублей. Ежедневно в качестве новых плательщиков налога на профессиональный доход регистрируются более 8,5 тысяч человек».
Несмотря на значительный положительный эффект от успешного введения специального налогового режима, значительный рост числа самозанятых за время действия эксперимента не стоит трактовать столь однозначно.
Во-первых, это может быть связано с применением компаниями классической незаконной схемы оптимизации налоговой нагрузки с использованием самозанятых – подменой трудовых отношений на договоры гражданско-правового характера (ГПХ), что косвенно влияет на кризисные явления в экономике.
Признаки, по которым можно выявить такое незаконное использование компаниями самозанятых для экономии на налогах: наличие рабочего места в компании, постоянство оплаты и нефиксированный объем работ.
Хотя самозанятым запрещено в течение двух лет работать у предыдущего работодателя (это ограничение включено в закон специально для исключения возможности массового переоформления работодателями своих наемных сотрудников в самозанятые с целью ухода от налогообложения налогом на доходы физических лиц и отчислениями в пенсионный фонд), но существует возможность заключать договоры ГПХ с новыми людьми там, где раньше была штатная единица. Самозанятость часто используется для сотрудничества с совершенно конкретным работодателем и, естественно, приводит к росту общего числа самозанятых. В наше время люди таких профессий, как таксисты, курьеры, работники пунктов Ozon, Yandex или Wildberries – это в основном самозанятые, редко кто из них работает по трудовому договору, а число их, особенно в крупных городах, очень велико.
Во-вторых, является ли рост самозанятости признаком отсталости страны, или свидетельствует о переходе страны к информационному обществу? Какие типы самозанятых преобладают в России? Граждане, прибегшие к самозанятости, чтобы выжить, или другие самозанятые (их еще называют фрилансерами), представленные творческими людьми, которые часто меняют род деятельности, занимаются тем, чем им хотелось бы заниматься. К таким самозанятым относятся специалисты, оказывающих интеллектуальные услуги в сфере IT, дизайна, маркетинга и рекламы, юридической и бухгалтерской помощи, имеющие необходимую квалификацию, самостоятельно выбирающие форму и место своей трудовой деятельности. При этом наличие творчески активных предпринимателей – это к ключ к развитию любого общества.
По данным авторов, «доля самозанятых в различных странах мира колеблется от 6-7 % до почти 80 %, причем структура данного сектора экономики различна в развитых и развивающихся странах. Наибольший удельный вес самозанятых – в экономике Индии и стран Африки. С другой стороны, за период с 2000 по 2010 г. отмечается значительный прирост количества самозанятых в ряде развитых стран с высоким уровнем доходов населения – в Нидерландах (на 65,1%), в Великобритании (на 48,4%), в Канаде (на 22,4%). В США самозанятыми производится около шести процентов ВВП страны. Данное несоответствие можно объяснить следующим образом: если в развивающихся странах самозанятость помогает населению выжить, то в развитых в этом сегменте широко представлены люди творческих профессий, т.е. речь идет об инновационной самозанятости».
Для России несомненно сочетание этих двух факторов. При этом среди самозанятых будут представители как традиционной, так и инновационной прогрессивной ее части. Предпринимательство и самозанятость нередко являются единственной возможностью обеспечить приемлемый уровень жизни в тех районах, где имеются ограниченные возможности трудоустройства и слабые государственные социальные программы. В то же время самозанятость – это возможность самому управлять своей работой и использовать свои навыки и таланты для достижения своих целей. Самозанятость выполняет социальные функции, но при этом положительно влияет на экономический и инновационный рост нашей страны – в этом ее основные достоинства и большое будущее, при условии своевременной и достаточной государственной поддержки.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Основные преимущества и недостатки самозанятости
Специальный налоговый режим, введенный федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-Ф3, имеет много преимуществ.
1. Самозанятость – это способ выйти из тени, работать легально и не бояться проверок налоговая службы. Оформление самозанятости дает возможность открыто размещать рекламу для поиска новых клиентов, получить справку о доходах для визы или ипотеки.
2. Простота регистрации в качестве налогоплательщика. Необходимо подать заявление через мобильное приложение «Мой налог», а также через программные продукты партнеров – банков и электронные площадки, приложить к нему фотографию и копию паспорта (п. 2 ст. 5 ФЗ 422).
3. Не нужно подавать декларацию о доходах, сдавать налоговую отчетность.
4. Низкие ставки налогообложения: 4% при расчете с гражданами и 6 %, если расчет производится с ИП или организациями (ст. 10 ФЗ 422).
5. Право на получение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей: со ставки 4% в размере 1% и со ставки 6% – 2% (п.2 ст. 12 ФЗ 422). То есть фактически уплачивать 3 и 4% с дохода соответственно – до тех пор, пока сумма экономии не составит 10 тысяч рублей.
6. Освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС (п.11 ст. 2 ФЗ 422).
7. Пенсионер-самозанятый является неработающим пенсионером и не теряет права на получение доплаты к пенсии, что очень весомо для большинства пенсионеров.
8. Самозанятость является катализатором для развития поколения предпринимателей, способствует формированию бизнес-поколения «легального старта», дает возможности роста молодежной предпринимательской инициативы.
9. Самозанятый может законно отстаивать свои права в суде, если их нарушили недобросовестные заказчики.
Главными преимуществами сотрудничества с самозанятыми для бизнеса являются:
– простота и скорость оформления документов;
– прозрачность и легальность выплат;
– уменьшение налоговых издержек;
– возможность легкого найма большого количества персонала при необходимости.
При наличии значительного количества плюсов для самозанятых в ФЗ 422 имеется и ряд и минусов. Среди очевидных недостатков:
1. Ограничение сроков применения специального налогового режима – до 2028 г. включительно (п.2 ст. 1 ФЗ 422).
2. Ограничение лимита дохода суммой в 2,4 млн рублей (п. 2 ст. 4 ФЗ 422). После превышения указанной суммы необходимо самостоятельно поменять режим налогообложения. Если самозанятый не сделает этого, налоговый орган переведет его на общий режим налогообложения (самый невыгодный при небольших доходах) автоматически.
3. Запрет на торговлю подакцизными товарами и продукцией, подлежащей маркировке. Это особенно актуально в связи с тем, что ассортимент маркируемых товаров регулярно расширяется.
4. Наличие санкций (ст.129.13 НК РФ) за нарушение порядка либо сроков передачи данных о произведенных расчетах в налоговую инспекцию. Штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога. За повторное нарушение в течение полугода сумма штрафа будет равна полученному с нарушениями доходу.
5. Отсутствие пенсионных и социальных отчислений. Самозанятые приравниваются к неработающим гражданам, поэтому период самозанятости не идет в счет трудовой пенсии. Также самозанятый не имеет права на получение выплат по больничным листам.
6. Неопределенность функционирования специального налогового режима в принципе. Поскольку налоговый режим для самозанятых является экспериментом (ст. 1 ФЗ 422), то могут быть изменены как правила исчисления налога, так и перечень доходов, облагаемых этим налогом, источники их получения и другие вопросы, касающиеся применения данного режима налогообложения. При этом возможно как улучшение, так и ухудшение положения самозанятых.
П. 3 ст. 1 ФЗ 422 устанавливает только два ограничения на возможности внесения корректив:
Что касается любых других норм закона, то их корректировка возможна в ходе проведения эксперимента.
Однако сам факт принятия федерального закона от 27 ноября 2018 г. №422-Ф3 является существенным плюсом для значительного числа граждан. Для одних налогоплательщиков (в первую очередь действующих ИП) он позволит снизить налоговую нагрузку, для других – выйти из тени, легализоваться и избежать более серьезных налоговых санкций. Из-за нестабильности на рынке труда и экономических вызовов, пандемии коронавируса, введения спецоперации наблюдается значительный рост самозанятости на рынке труда России.
Положительные результаты эксперимента по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» хорошо прослеживаются из анализа количества зарегистрировавшихся в качестве самозанятых граждан: «по итогам 2021 г. число зарегистрированных самозанятых превысило 3,86 млн человек, по итогам 2022 г. – 6,561 млн человек, по итогам июля 2023 г. – 8,069 млн человек».
Основные направления их деятельности: услуги такси, ремонт, маркетинг, продажа продукции собственного производства, сфера красоты, доставка товаров и аренда квартир.
Значительный интерес граждан к самозанятости создал предпосылки для формирования отдельного федерального проекта по созданию условий развития деятельности самозанятых граждан. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которая включает в себя отдельный федеральный проект «Поддержка самозанятых».
Основными мероприятиями федерального проекта для самозанятых являются:
За весь период действия эксперимента, по состоянию на июль 2023 г., количество самозанятых граждан, получивших поддержку, составило около 187,5 тыс. человек.
По данным ФНС России, к концу 2023 г. зарегистрировалось «9 млн самозанятых, которые заработали уже 2,9 трлн рублей. За всё время действия этого налогового режима самозанятые сформировали более 1,6 млрд чеков, сумма среднего чека составляет 1 840 рублей. Ежедневно в качестве новых плательщиков налога на профессиональный доход регистрируются более 8,5 тысяч человек».
Несмотря на значительный положительный эффект от успешного введения специального налогового режима, значительный рост числа самозанятых за время действия эксперимента не стоит трактовать столь однозначно.
Во-первых, это может быть связано с применением компаниями классической незаконной схемы оптимизации налоговой нагрузки с использованием самозанятых – подменой трудовых отношений на договоры гражданско-правового характера (ГПХ), что косвенно влияет на кризисные явления в экономике.
Признаки, по которым можно выявить такое незаконное использование компаниями самозанятых для экономии на налогах: наличие рабочего места в компании, постоянство оплаты и нефиксированный объем работ.
Хотя самозанятым запрещено в течение двух лет работать у предыдущего работодателя (это ограничение включено в закон специально для исключения возможности массового переоформления работодателями своих наемных сотрудников в самозанятые с целью ухода от налогообложения налогом на доходы физических лиц и отчислениями в пенсионный фонд), но существует возможность заключать договоры ГПХ с новыми людьми там, где раньше была штатная единица. Самозанятость часто используется для сотрудничества с совершенно конкретным работодателем и, естественно, приводит к росту общего числа самозанятых. В наше время люди таких профессий, как таксисты, курьеры, работники пунктов Ozon, Yandex или Wildberries – это в основном самозанятые, редко кто из них работает по трудовому договору, а число их, особенно в крупных городах, очень велико.
Во-вторых, является ли рост самозанятости признаком отсталости страны, или свидетельствует о переходе страны к информационному обществу? Какие типы самозанятых преобладают в России? Граждане, прибегшие к самозанятости, чтобы выжить, или другие самозанятые (их еще называют фрилансерами), представленные творческими людьми, которые часто меняют род деятельности, занимаются тем, чем им хотелось бы заниматься. К таким самозанятым относятся специалисты, оказывающих интеллектуальные услуги в сфере IT, дизайна, маркетинга и рекламы, юридической и бухгалтерской помощи, имеющие необходимую квалификацию, самостоятельно выбирающие форму и место своей трудовой деятельности. При этом наличие творчески активных предпринимателей – это к ключ к развитию любого общества.
По данным авторов, «доля самозанятых в различных странах мира колеблется от 6-7 % до почти 80 %, причем структура данного сектора экономики различна в развитых и развивающихся странах. Наибольший удельный вес самозанятых – в экономике Индии и стран Африки. С другой стороны, за период с 2000 по 2010 г. отмечается значительный прирост количества самозанятых в ряде развитых стран с высоким уровнем доходов населения – в Нидерландах (на 65,1%), в Великобритании (на 48,4%), в Канаде (на 22,4%). В США самозанятыми производится около шести процентов ВВП страны. Данное несоответствие можно объяснить следующим образом: если в развивающихся странах самозанятость помогает населению выжить, то в развитых в этом сегменте широко представлены люди творческих профессий, т.е. речь идет об инновационной самозанятости».
Для России несомненно сочетание этих двух факторов. При этом среди самозанятых будут представители как традиционной, так и инновационной прогрессивной ее части. Предпринимательство и самозанятость нередко являются единственной возможностью обеспечить приемлемый уровень жизни в тех районах, где имеются ограниченные возможности трудоустройства и слабые государственные социальные программы. В то же время самозанятость – это возможность самому управлять своей работой и использовать свои навыки и таланты для достижения своих целей. Самозанятость выполняет социальные функции, но при этом положительно влияет на экономический и инновационный рост нашей страны – в этом ее основные достоинства и большое будущее, при условии своевременной и достаточной государственной поддержки.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.