Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Предприниматель: кто это такой и можно ли этому обучить

Предприниматель: кто это такой и можно ли этому обучить

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"

Есть разные синонимы к слову предприниматель: бизнесмен, собственник, владелец, хозяин бизнеса, учредитель и т.д. Возможно, все они воспринимаются немного по-разному, но по сути это все одно и то же.

Одно из очень распространенных определений предпринимателя звучит так (его можно найти на многих сайтах в интернете). Предприниматель – это человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Честно говоря, после прочтения такого предложения ясности не прибавляется :).

Сразу же встает вопрос о том что же такое предпринимательская деятельность. Опять-таки можно набрать соответствующий запрос в поисковой системе и получить примерно такой ответ.

Предпринимательская деятельность (или предпринимательство) – экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и т.д.

Вот оно ключевое слово – "прибыль". Но почему-то в определении предпринимательства нет еще одного ключевого слова – "риск". Только на нескольких сайтах в формулировке предпринимательской деятельности упоминается о рисках.

Я считаю, что бизнес, прибыль и риск – это неотделимые понятия. Причем в любом бизнесе риск есть всегда, а прибыли может и не быть (как минимум на начальном этапе). Нельзя получать прибыль, но при этом никак не рисковать.

Для того, чтобы предприниматель мог рассчитывать на дивиденды (которые начисляются из заработанной прибыли) он должен нести риски, связанные с бизнесом. По-другому не бывает.

Казалось бы, это очевидное правило, но почему-то о нем многие забывают, даже предприниматели, не говоря уже о тех, кто обучается или обучает предпринимательству.

Как-то раз мой знакомый рассказал мне забавный случай об одном таком предпринимателе. После того как я внимательно выслушал рассказ у меня сразу же возник вопрос: как только этот бизнес еще держится, ведь его владелец делает все, чтобы его развалить?

О каком-то системном развитии или эффективном управлении там вообще и речи не шло. Предприниматель каждый месяц выгребал все деньги из компании, как говорится, под ноль. В развитие он вообще не вкладывал.

Со временем раздолбайский стиль управления начал давать о себе знать. Прибыль, а значит и дивиденды предпринимателя, стали снижаться. Его это, естественно, не радовало, но каких-то конкретных шагов по системному улучшению своего бизнеса он не предпринимал. Ему совершенно не хотелось напрягаться. Вместо этого он занимался абсолютно идиотским урезанием различных статей затрат и, конечно же, заработной платы.

На то, что он терял деньги из-за неэффективной организации своей предпринимательской деятельности и на то, что у него воруют (причем весьма прилично), он не хотел обращать внимания.

При этом тех, кто в компании действительно что-то делал и пытался улучшить ситуацию, он подозревал в воровстве или в какой-то другой нечестной игре, а тех, кто реально воровал и ни черта не делал, он даже по службе продвигал и зарплату повышал.

С каждым годом показатели этого бизнеса снижались. Участились случаи кассового разрыва, которые происходили по разным причинам.

Когда возник очередной кассовый разрыв, это привело к тому, что сотрудникам более двух месяцев не выплачивали заработную плату. Дивиденды предприниматель тоже не получал.

Когда в компании нет денег, то кто зачастую оказывается крайним? Правильно – финансовый директор (железная логика :)). В этой компании финансовый директор и главный бухгалтер был в одном лице.

Во время очередного разбора полетов предприниматель задал финансовому директору такой вот странный (на мой взгляд) вопрос: "Так что же это получается – я теперь свои деньги что ли должен вкладывать для покрытия кассового разрыва?".

Иными словами этот вопрос можно было бы переформулировать так: "Почему это я – собственник бизнеса должен вкладывать деньги в свой бизнес?". Звучит абсурдно, не так ли?

Этот предприниматель привык регулярно получать прибыль (в виде дивидендов), но совершенно не готов был нести риски. Более того, в сложившейся ситуации он стал распускать в компании слухи о том, что это финансовый директор что-то намутила с деньгами, якобы она их где-то там прокручивала, они зависли и теперь все сотрудники (включая его самого) страдают. То есть он пытался скинуть риски с себя и повесить их на наемного сотрудника, который, кстати, действовал согласно его распоряжению (деньги зависли именно из-за жадности предпринимателя).

Так что многие люди в предпринимательстве видят только прибыль. Почему-то на риски они не хотят обращать никакого внимания. Получать прибыль хотят все, а вот рисковать не хочет никто, но такого не бывает. Если хочешь быть предпринимателем, то должен быть готовым к рискам и к тому, что ответственность за бизнес должен нести предприниматель, а не кто-то другой.

Почему-то об этом мало пишут в книгах по предпринимательству и совсем немного рассказывают на различных предпринимательских курсах.

Кстати, как-то раз я был на круглом столе "Предпринимательство и инновации", который проходил в рамках очередной конференции выпускников Физтеха (МФТИ – Московский физико-технический институт). До этого мероприятия я и не знал, что в моем альма-матер создали кафедру "Технологическое предпринимательство".

Понятно, что эта кафедра специфична – там готовят именно предпринимателей в высокотехнологичной сфере. Но базовые-то принципы предпринимательской деятельности абсолютно одинаковые для всех отраслей бизнеса. Если их не знать, то можно столкнуться с большими проблемами при запуске и развитии своего стартапа.

На этом круглом столе обсуждались разные проблемы, связанные с обучением предпринимательству, отбором проектов, запуском стартапов и т.д. В общем, говорили о много, но ни слова о рисках в бизнесе.

Правда, один участник все-таки коснулся этой темы, когда сказал, что из десяти человек, каждый из которых параллельно с ним запускал свой стартап несколько лет назад, двое уже сидят. Все дружно посмеялись. Модератор круглого стола тут же сказал, что не будем о грустном, и продолжил обсуждение рассматриваемых вопросов.

Одним из важных вопросов, обсуждаемых на этом круглом столе, был вопрос о необходимости для студента запуска своего стартапа в качестве дипломной работы. Уже разработаны схемы взаимодействия с действующими предпринимателями (выпускниками Физтеха). Реализация этих схем позволит привлечь финансирование и запустить стартапы.

Мне кажется, что даже такие схемы вряд ли позволят студентами почувствовать себя предпринимателями. По очевидным причинам большая часть студентов не сможет финансировать свои стартапы.

Когда рискуешь чужими деньгами – это одно, а когда своими – совсем другое. Почувствовать себя предпринимателем можно только одним способом – запустить стартап на собственные деньги (ну или взятые в кредиты). Все остальное – это псевдо-предпринимательство.

Поэтому по-настоящему обучаться предпринимательской деятельности могут только те, у кого есть деньги на запуск стартапа, кто может чем-то рискнуть. Студенты, к сожалению, не могут этого сделать. Так что по сути студентов обучают быть проджект-менеджерами, директорами стартапов и т.д. Назвать их можно по-разному, но только не предпринимателями.


Итак, если подытожить, то предприниматель – это, прежде всего, человек ответственный. Да, для успешного запуска и ведения бизнеса предприниматель должен обладать многими качествами, но при этом он обязательно должен нести ответственность за свою предпринимательскую деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 6 = 7