Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Стартовый капитал, минимизация затрат и рисков при создании бизнеса" > Можно ли создать бизнес без денег или с небольшими затратамии

Можно ли создать бизнес без денег или с небольшими затратами

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"

Многие из тех, кто хотел бы создать свой бизнес, в качестве основной причины, почему они этого не делают, называют отсутствие финансовых ресурсов. Лично я убежден в том, что в большинстве случаев отсутствие большой суммы денег не может быть причиной того, чтобы не создавать новый бизнес.

Безусловно, если кто-то хочет создать с нуля, например, крупное промышленное предприятие, для работы которого требуется очень дорогое оборудование, то в таком случае без существенных финансовых вливаний не обойтись.

Во-первых, вовсе не обязательно сразу пытаться создать крупную компанию. Можно ведь начать и с малого бизнеса, а затем уже постепенно увеличивать масштабы, целенаправленно занимаясь развитием компании.

Во-вторых, на самом деле если у вас есть действительно какая-то уникальная идея, то даже если для ее реализации потребуются существенные инвестиции, то их можно найти. Правда, в данном случае нужно будет найти инвестора (или инвесторов), которые, конечно же, будут совладельцами будущей компании.

Это значит, что у вас появятся партнеры по бизнесу, причем каждый из партнеров будет вносить вклад в бизнес по-своему. В таком случае увеличивается вероятность возникновения в будущем конфликтов между бизнес-партнерами.

Если инвестора найти не удается, то либо что-то не так с идеей, либо у вас непомерные аппетиты. Проще говоря, вы сами не хотите практически ничего вкладывать в новый бизнес, но при этом желаете иметь в нем очень большую долю. Но чудес не бывает – кто больше рискует, то и должен больше получать.

Кстати, нужно отметить, что наличие большой суммы денег, возможно, является не меньшей проблемой, чем ее отсутствие. Да, тот, кто хочет создать свой бизнес, и нуждается в деньгах, естественно, испытывает определенные сложности.

Но не все так просто и у тех, кто имеет много денег (например, различные инвестиционные фонды и компании). Ведь деньги нужно уметь грамотно вкладывать в новые бизнесы, а это не так уж и просто как может показаться на первый взгляд.

Итак, я убежден на 100% в том, что отсутствие большой суммы денег не может являться причиной отказа от запуска стартапа (кроме того случая, о котором упоминается в начале статьи).

К тому же мне кажется, что излишние деньги расслабляют и стартапы, и уже действующие компании. Это способствует тому, что компания не занимается проработкой четкой стратегии развития, а также повышением эффективности своей работы.

Правда, при наступлении кризиса многие из таких компаний, как говориться, огребают по полной программе. Я считаю, что кризис для таких компаний очень полезен.

Я не утверждаю, что создание пусть даже малого бизнеса совсем не требует никаких финансовых вложений. Хотя, не нужно полностью отрицать такие способы создания бизнеса с нуля, которые практически не требуют финансовых вложений или эти вложения составляют совсем небольшую сумму, которую могут себе позволить многие из начинающих предпринимателей.

Что касается начальных затрат на запуск моего бизнеса, то нужно признаться в том, что они могли быть гораздо меньше, а их эффективность – значительно больше. Это только подтверждает высказанную выше мысль – наличие денег расслабляет.

У меня к моменту запуска моего стартапа в 2003 году накопилось около 200 тыс. руб. личных сбережений. Вопрос на засыпку: какая часть из них ушла на запуск бизнеса? Естественно, все 100%. Хорошо хоть в долги не влез:)).

Еще один вопрос: а мог бы я обойтись меньшей суммой? Безусловно, да. Даже в нынешних ценах запуск моего стартапа обошелся бы минимум в два раза меньше. Сколько я переплатил в ценах 2003 года, даже считать не хочется. Как говорится, нервные клетки не восстанавливаются.

А почему? Ответ простой – лень. Основная переплата в моем случае была связана с изданием моей первой книги (Книга 1 "Бюджетирование как инструмент управления"). Я ее выпустил для продвижения компании, а также ее продуктов и услуг. Данное решение было обусловлено тем, что реклама в книгах – один из самых эффективных инструментов продвижения.

Вначале я сделал робкую попытку найти типографию для производства книги. С наскока не получилось, и я … решил не напрягаться.

Я обратился, как сейчас говорят, к "друзьям друзей одноклассников". Короче говоря, мои знакомые тоже занимались изданием книг и в этом деле им помогала одна "замечательная" компания. Она помогала избавляться от "лишних" денег.

Как потом оказалось, это был обычный посредник. Наварились они на мне конкретно. По нынешним ценам мне издание книги обходится в два раза дешевле, чем в 2003 году. С учетом инфляции разница получается просто огромной.

Стал бы я платить такую сумму, если бы у меня ее не было? Конечно же, нет. Я бы стал искать типографию и в итоге несомненно бы нашел. А так были деньги, вот я и решил не париться.

И последний вопрос: эффективность этих затрат могла бы быть выше. К сожалению, и на этот вопрос нужно ответить утвердительно. Мягко говоря, я далеко не все выжал из своей первой книги, да и всех последующих тоже. Точнее говоря, я это сделал не сразу.

Самая главная ошибка заключалась в том, что я не использовал свои книги для продвижения сайтов. Причем для этого мне вообще не нужно было тратить ни копейки денег. Имея книги, можно очень эффективно раскрутить сайт, следуя стратегии контентного продвижения.

Вообще, сейчас я сам себе удивляюсь. Ведь я как консультант по управлению столько раз помогал все это правильно делать другим, а сам для себя почему-то сделал все кое-как. Сработал по классической схеме – "сапожник без сапог".

Кстати, подробнее о моих ошибках (чтобы их не повторять) в создании и развитии бизнеса, а также в создании и продвижении сайтов можно прочитать на следующих страницах:
  • мой опыт в создании и развитии бизнеса с нуля;
  • мой опыт в создании и продвижении сайтов.

    Выше я привел пример неэффективного инвестирования микроскопической суммы. Представьте, насколько неэффективно могут тратиться действительно большие инвестиции. В этом деле, конечно же, нет равных нашему государству. В нашей стране в этом направлении работают настоящие "профи".

    Вообще, я пришел к такому выводу. Чем большей сумой располагают основатели стартапа, тем выше вероятность того, что она будет потрачена неэффективно. Причем эффективность обратно пропорциональна величине начальных затрат (возможно, зависимость даже не линейная, а квадратичная или еще хуже).

    Таким образом, если вам кажется, что у вас не хватает денег для запуска стартапа, не отчаивайтесь. В большинстве случаев можно придумать какое-то решение, которое все-таки позволит создать бизнес (пусть пока он будет малым).

    Кстати, если вы хотите риски и затраты стартапа свести к минимуму, то для этого можно воспользоваться стратегией создания бизнеса с нуля с минимальными затратами и рисками.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    7 + 2 =