Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Бизнес-партнерство" > Как лучше создавать и развивать свой бизнес: в одиночку или с партнерами

Как лучше создавать и развивать свой бизнес: в одиночку или с партнерами

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"

Достаточно часто предприниматели (особенно новички) при планировании создания бизнеса задумываются о том, как это лучше сделать: в одиночку или вместе с партнерами (с одним или с несколькими). В данной статье приводится сравнение этих двух возможных вариантов создания и развития бизнеса.

Когда начинающий предприниматель только задумывается о создании своего первого бизнеса, то, конечно же, его не может не беспокоить будущая неопределенность и риски, которые ему придется нести. Поэтому возникает естественное желание эти риски с кем-то разделить, то есть привлечь партнеров к созданию нового бизнеса.

Кроме того, у одного человека может просто не хватать своих сбережений для запуска стартапа, а получить кредит в банке не удается. В таком случае привлечение партнера или партнеров – это еще и способ получить недостающие средства для финансирования проекта по запуску нового бизнеса.

Еще один плюс совместного создания бизнеса заключается в том, что совладельцы могут договориться между собой о том, что пока компания не выйдет на определенные показатели, они заработную плату вообще получать не будут. Ведь наемным работникам не скажешь, чтобы они подождали, пока у компании прибыль появится, чтобы с ними рассчитаться.

Когда бизнес создается партнерами, и все они непосредственно заняты в этом бизнесе, то есть выполняют определенные оперативные функции, то компания действительно может позволить себе сэкономить на такой статье затрат как заработная плата.

Совладельцы могут договориться о том, что выплачивать какие-то деньги себе они будут только в том случае, если их заработают. То есть все первоначальные инвестиции идут только на развитие компании, а партнеры вначале трудятся без заработной платы.

Очевидно, что в такой ситуации у партнеров должны быть или какие-то другие источники дохода, или накопления, достаточные для того, чтобы они могли жить до того момента, когда компания начнет приносить прибыль (хотя на практике это далеко не всегда можно узнать заранее).

Таким образом, получается, что когда бизнес создается не одним человеком, а партнерами, то в самом начале запуска стартапа данный вариант кажется более привлекательным.

Если бизнес-проект оказался удачным, и партнеры приняли решение о дальнейшем развитии компании, то в будущем все может также развиваться очень хорошо, а могут и возникать конфликты между совладельцами.

Причин у таких конфликтов может быть несколько:
  • взаимные обвинения в том, что кто-то работает больше, а получает столько же сколько и остальные или даже меньше;
  • пересмотр оценок начальных вложений (если кто-то из партнеров или все в уставный капитал вносили не равные суммы денег, а какие-то материальные или нематериальные активы – со временем кому-то может показаться, что при запуске бизнеса стоимость вносимых активов, а значит и доли в бизнесе, были завышены или занижены);
  • различие во взглядах на дальнейшую стратегию развития компании;
  • взаимные упреки в возникновении различных проблем в деятельности компании и снижении эффективности ее работы;
  • и т.д.

    Получается, что когда бизнес только создается, то все риски партнеры делят между собой, а когда он начинает активно развиваться и приносить хороший доход, то дело доходит и до дележки прибыли.

    И вот тут сильное воздействие начинает оказывать человеческий фактор: делить между собой риски у нас все любят, а вот делить прибыль не очень. Причем чем больше «пирог», тем сложнее его безконфликтно разделить между партнерами.

    Конечно, вероятность возникновения многих из вышеперечисленных конфликтов можно было бы избежать, если изначально создавать бизнес по той технологии, которая описана на данном сайте. Но, к сожалению, многие бизнесы до сих пор создаются стихийно без какой-то четкой стратегии развития компании.

    Итак, получается, что начинать бизнес вроде как легче с партнерами, но когда он вырастает до определенных размеров и продолжает дальше развиваться, то чем больше совладельцев, тем выше вероятность возникновения между ними конфликтов. В некоторых случая такие конфликты приводят даже к развалу компании.

    Не нужно забывать и о том, что если совместный бизнес создается друзьями, то достаточно часто все это заканчивается тем, что они становятся врагами. Есть ведь известное выражение: хочешь потерять друга – начни с ним совместный бизнес.

    Поэтому мне кажется, что если нет каких-то очень веских причин, обосновывающих необходимость привлечения партнеров для запуска нового бизнеса, лучше это делать самому. Я полагаю, что основной причиной здесь должно быть отсутствие достаточного объема начального капитала. Причем речь может идти не обязательно о деньгах.

    Это может быть и какой-то актив, как материальный (например, какое-то уникальное оборудование) так и нематериальный (например, какая-то лицензия, которую очень сложно получить даже при наличии денег).

    Да, вариант создания бизнеса с партнерами выглядит более привлекательным по сравнению с «одиночным плаванием», поскольку позволяет разделить риски и каждому совладельцу вложить меньше своих средств. Но потенциальные будущие риски возникновения между партнерами конфликтных ситуаций, способных даже загубить бизнес, являются очень существенным минусом первого варианта создания и развития бизнеса.

    Кстати, снизить риски и начальный капитал, необходимый для запуска стартапа, можно, если придерживаться стратегии создания бизнеса с нуля с минимальными затратами и рисками.

    Надеюсь, что данная статья поможем вам определиться, как вам лучше поступить при создании и развитии своего бизнеса: быть единственным владельцем или привлечь партнеров для реализации стартапа.

    Если вы решите создавать бизнес вместе с партнерами, то необходимо придерживаться одного из самых важных приниципов бизнес-партнерства.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    54 − = 46