Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Бизнес – это война

Бизнес – это война

Игорь Васильев, эксперт проекта smart-venture.ru, автор книги "Как обанкротить компанию или к чему приводят ошибки в управлении"

С моей точки зрения, бизнес похож на войну. И не факт, что это бескровная война. Никто и нигде не считал, сколько было разбитых судеб, сколько погибло людей и сколько различных компаний и фирм пострадало от банкротства. Так что бизнес – это война. Война нервов, идей, мнений, интеллектов.

Как победить в этой войне? Как достичь наилучшего результата с наименьшими усилиями? Какие способы и методы применить? Для начала мне хочется обосновать свое мнение о сходстве бизнеса с войной. Итак, у вас есть некая компания, которая производит и продает товар. Если это что-то инновационное, прорывное, то вы – монополист. Вы единственный, кто этот товар производит и продает. Но так может продолжаться очень незначительное время. Как «природа не терпит пустоты», так и рынок. Обязательно появятся конкуренты, которые попробуют сначала заполнить рынок, а потом и вытеснить вас оттуда.

Вы применяете мониторинг рынка (это разведка, анализ результатов и обработка полученной информации в штабе). На основании анализа собственник (командир) принимает решение о пути развития и направлении финансовых и человеческих ресурсов и потоков в определенном направлении (передислокация войск или их выдвижение на боевые позиции). У вас есть служба безопасности, которая следит, чтобы информация о путях вашего развития не «ушла» к конкурентам (контрразведка). Вы стараетесь получить информацию о конкурентах, их целях и ближайшем направлении развития (агентурная разведка). И вот, когда все «войска» готовы и стоят «на боевых позициях», вы проводите рекламную компанию (артподготовка) и после этого выходите на рынок с товаром. Как впечатление? Согласны, что бизнес – это война?

Теперь попробуем немного разобраться, как победить в этой войне. Мне часто приходится беседовать с людьми, которые ссылаются на книги, написанные богатыми и знаменитыми. Эти книги воспринимаются ими как догма, как практическое руководство к действию. Обычно я задаю таким людям всего два вопроса. «Хорошо, книга написана на английском (автор англичанин или американец), а вы читали ее в оригинале? А вы уверены, что переводчик перевел все правильно, что он не ошибся и правильно поставил запятую? Помните классический пример: “Казнить нельзя помиловать”? Так где тут должна стоять запятая? Переводчик был достаточно квалифицированным, чтобы поставить ее в нужном месте?» В ответ обычно меня обвиняют в некомпетентности, критиканстве, желании унизить других людей. А по сути, что я спросил неправильно? Я только обозначил те риски, которые возникают при использовании переводных книг.

Второй вопрос еще более интересен. Я предлагаю человеку представить следующую ситуацию. Жесткая конкуренция на американском (или европейском, если хотите) рынке. Есть некто, который потратил 20-30 лет на создание большого бизнеса. Что он делал для достижения своей цели? Он 20 лет «обходил конкурентов на повороте», подсовывал им дезинформацию о своих планах, душил их ценами, проводил мероприятия по получению информации о планах конкурентов (а попросту говоря, занимался промышленным шпионажем), и вдруг в один момент он стал «белым и пушистым», решил написать книгу – руководство к действию, говоря своим конкурентам: «Плодитесь, размножайтесь и вытесняйте меня с рынка». Вы в это верите? Вам не смешно в этой ситуации? Лично мне смешно. Я никогда не поверю, что человек после 20-30 лет борьбы так поступит. На этот вопрос я еще ни разу не получил вразумительного ответа. Подумайте сами. И попробуйте ответить на этот вопрос.

Я не говорю, что все написанные по бизнесу книги – дезинформация. Я предлагаю, что называется, «пропускать через мозги» все, что там написано. В одной из прочитанных книг я нашел интересный совет. «Если ты не поймешь смысла договора или закона, на основании чего он действует, – ни в коем случае не подписывай. И лень и поспешность одинаково могут разорить бизнесмена». Если немного перефразировать, то получится: если ты, «пропустив через мозги», полностью не согласен с предлагаемыми мероприятиями, то ни в коем случае не внедряй их. Знаете способ проверить любую бизнес-идею? Надо просто мысленно попробовать довести ее до абсурда. Если получится – значит, идея нежизнеспособна.

Но вернусь к вопросу «бизнес как война».

Сунь Цзы в своем трактате «Искусство войны» писал: «Знай о противнике больше, чем он знает о тебе, и ты победишь». По-моему, сложно что-то добавить к этой фразе. Любая компания должна стремиться знать все о своих конкурентах (как существующих, так и потенциальных). Необходимо знать не только шаги, предпринимаемые конкурентами, но и личностные характеристики руководителей. Почему важны личностные (психологические) характеристики руководителей? Помните, как в «Крестном отце» дон Карлеоне спрашивает у помощника о своем противнике: «Он готов идти до конца? У него есть внутренняя сила?» То есть от психологического портрета руководителя конкурентов напрямую зависит тактика и стратегия движения компании. Неправильно выбранная стратегия приведет компанию к банкротству. И тут наряду с экономическими параметрами важны и личностные характеристики руководства.

Допустим, что у вашего конкурента в руководстве сидит тот самый тип руководителя, который я описал в своей статье («Почему процессный подход так усиленно везде внедряется»), – исполнитель. Он не видит развитие ситуации на шаг вперед, а если и видит, то предпочитает занимать «страусиную» позицию, «пряча голову в песок» и не замечая проблем. Здесь достаточно применить только прямолинейную тактику и добиться выигрыша. Но та же тактика абсолютно не подходит, если руководитель реальный (а не формальный) лидер, который может находить нестандартные решения проблемы, видит развитие ситуации и может вести за собой людей. В этом случае «простая лобовая атака» приведет к обратному результату. Так что, на мой взгляд, фирме необходимо наличие очень хорошего психолога – и опять-таки, не просто формального психолога, а специалиста с определенной настройкой мышления.

Я опять коснулся важной, с моей точки зрения, проблемы доверия сотрудников своему лидеру (руководителю). Лично для себя я вывел такое правило. Если солдат не доверяет своему командиру, то бой будет проигран. Только вера в правильность решений, принимаемых командиром (руководителем), позволит выиграть «сражение». А здесь опять мы упираемся в психологию. Ведь сотрудники – это люди. У каждого свой взгляд на жизнь, свои стремления, свои мысли. И руководитель должен четко представлять, что и кому из сотрудников психологически ближе. Приведу всего один пример. Кого-то интересуют только деньги. Чтобы его поощрить, надо выписать премию. А другому достаточно на общем собрании вручить грамоту и при всех искренне поблагодарить за работу. Главное, чтобы благодарность была искренней, люди очень хорошо чувствуют фальшь. Подход руководителя к подчиненному не может быть сугубо рациональным; психологический аспект порой значительно более важен.

Подход «бизнес – это война» хорошо помогает при ведении бизнеса. Он учит концентрации, вниманию, аналитике и умению относиться к своим сотрудникам не как к «расходному материалу» по принципу «уйдут одни, придут другие» и «болванчиков достаточно», а учит экономить людские ресурсы. Ценить своих специалистов и сотрудников, подбирать им то направление деятельности, на котором они будут наиболее эффективны.


Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1