Резюме как инструмент маркетинга
Задумывались ли вы когда-нибудь, какое впечатление производит ваше резюме? Насколько оно отражает ваш опыт, достижения, ваши конкурентные преимущества? Думаю, мало кто оценивал свое резюме как инструмент маркетинга для своего продвижения на рынке труда. Ведь что такое резюме? Своеобразная мини-презентация, которая является каналом коммуникации между вами и потенциальным работодателем. Еще его любят называть «визитной карточкой». Если вам привычно такое определение, пусть будет так. Хотя, мне кажется, что оно не дословно отражает смысловую сущность резюме в таком процессе, как поиск работы. Для того чтобы этот поиск был лаконичным и успешным, необходимо знать основные правила его составления.
Давайте начнем со структуры и оформления. Если вы составляете резюме непосредственно на работном сайте, например HH, то структура формируется автоматически после заполнения определенных блоков. Если вы составляете резюме для отправки работодателю напрямую можно составить в формате Word, соблюдая все правила его составления.
Для начала представьтесь…
Что касается оформления, рекомендую выделить ФИО жирным шрифтом, может быть, бо́льшим кеглем и размесить в центре страницы. Обязательно укажите дату рождения. Даже если вы перешагнули рубеж так называемого возрастного ценза. Негласно он, конечно же, существует в любой компании. Но если рекрутер не видит вашего возраста, он решает однозначно: лет много. В каждой компании может быть разная планка возрастного ценза. Я сталкивалась с ситуацией, где сотрудники старше 35 лет были некомфортны для учредителя компании. Взрослые, зрелые внутри сотрудники были чрезвычайно трудны для него в управлении. Также мне доводилось заниматься подбором персонала в компании, где рассматривали, особенно на руководящие позиции, кандидатов до 50–55 лет.
Какой формат использовать для блока контактных данных?
Несколько нехитрых правил, которые необходимо учитывать, чтобы прослыть человеком, владеющим компьютером, к тому же не понаслышке знающим, что такое бизнес-этика.
Итак, не забывайте: все сущности, исходящие от вас, должны благозвучно сложиться в единый аккорд вашего персонального бренда.
Цель – ваша или работодателя?
У вас должны быть сформулированы обязательные критерии к будущему работодателю, и абсолютно точно вы должны понимать, на какой грейд должности претендуете. Отсутствие конкретного видения снижает ваши шансы произвести цельное впечатление. В таком случае вы производите впечатление человека, который желает найти что-нибудь, а компании требуется специалист на определенную должность.
Образование – еще не есть образованность
Необходимо перечислить всевозможные награды различных конкурсов, наличие дипломов/аттестатов с отличием и т. д. Пишите подробно, указывайте факультет, специализацию. Для молодого специалиста не лишним будет упомянуть курсы повышения квалификации, семинары и конференции, в которых он принимал участие, даже если они были не продолжительными по времени. Выпускникам вузов следует указать все стажировки и практики, если они напрямую соотносятся с той должностью, на которую они претендуют: это показывает их заинтересованность в своей будущей профессии и осознанность выбора.
Где ваши мысли, там и ваш опыт
В разделе «Опыт работы» следует подробно излагать функциональное наполнение вашей должности. Если ваша работа носила проектный характер (программист, дизайнер), то перечислите все ваши проекты, длившиеся свыше одного месяца. По каждому проекту (особенности) необходимо кратко и точно указать:
Если работа однородная, обязательно укажите свой функционал, особенности и виды работы. Маркируйте особенности. Если вы КАМ, укажите крупных клиентов, которых вы вели. Если региональный менеджер – развитие каких регионов было закреплено за вами.
Перечислять работы (проекты) и работодателей в резюме необходимо в обратном хронологическом порядке, то есть последняя работа должна быть записана первой, предпоследняя – второй и, соответственно, первый опыт работы, с которого вы решили начать свое резюме, – последним.
Очень важный аспект блока резюме «Опыт работы» – оформление. Не следует рассказывать о своих обязанностях так:
Обязанности: весь спектр работ по управлению человеческими ресурсами (подбор – московский и региональный, самостоятельно и через кадровые агентства; адаптация, обучение, аттестация/оценка персонала, развитие/кадровый резерв, ротация, разработка бизнес-процедур, планирование, бюджетирование, аналитика, медиапланирование, работа со СМИ, HR-брендинг и HR-маркетинг, интервью и публикация статей в кадровых СМИ; участие в выставках, ярмарках вакансий, презентациях; обучение студентов ГУУ по управлению персоналом; разработка корпоративной политики компании; работа с вузами, организация выездного корпоративного обучения в России и за рубежом и т. д.).
Достижения: стояла в начале образования управляющей компании и сети ресторанов, которая насчитывает на настоящий момент более 2000 чел.
Как вы думаете, это легко читать? Во-первых, направления деятельности указаны слишком крупными мазками. Во-вторых, не применено очень важное правило создания письменных документов – оформление списком. В-третьих, непонятно, в каких направлениях деятельности кандидат только принимал участие, в каких был исполнителем, какие процедуры разрабатывал и внедрял и т. д.
Разумеется, резюме должно быть предельно аккуратным, легко читаемым (текст нужно разбить на абзацы, маркировать списком обязанности или направления деятельности, выделить ключевые моменты полужирным шрифтом) и, конечно же, грамотным. Как, например, можно было бы поправить приведенный выше фрагмент (еще раз повторюсь, все выдержки я брала из реально существующих резюме).
Обязанности:
Достижения: …
О достижениях, впрочем, речь пойдет ниже. Давайте сравним, как выглядят эти два идентичные по смыслу и разные по оформлению фрагмента одного и того же реально существующего резюме:
|
|
Обязанности: весь спектр работ по управлению человеческими ресурсами (подбор – московский и региональный, самостоятельно и через кадровые агентства; адаптация, обучение, аттестация/оценка персонала, развитие/кадровый резерв, ротация, разработка бизнес-процедур, планирование, бюджетирование, аналитика, медиапланирование, работа со СМИ, HR-брендинг и HR-маркетинг, интервью и публикация статей в кадровых СМИ; участие в выставках, ярмарках вакансий, презентациях; обучение студентов ГУУ по управлению персоналом; разработка корпоративной политики компании; работа с вузами, организация выездного корпоративного обучения в России и за рубежом и т. д.). Достижения: Стояла в начале образования управляющей компании и сети ресторанов, которая насчитывает на настоящий момент более 2000 чел.
|
Обязанности: Достижения: … … |
А теперь об очень важном разделе блока «Опыт работы» – достижениях… Как вы думаете, можно ли писать как о достижении, цитирую нашу многоуважаемую, имеющую достойнейший опыт работы соискательницу на позицию HR-директора: «Стояла в начале образования управляющей компании и сети ресторанов, которая насчитывает на настоящий момент более 2000 чел.».
Из песни, как говорится, слов не выкинешь: можно ли стоять у истоков и считать это достижением? Иногда мне кажется, что не все соискатели понимают смысловую нагрузку этого термина. Давайте обратимся к лексическому толкованию этого слова:
В данном случае в резюме, конечно, следует говорить об успешных проектах, о высоких результатах вашей эффективной работы.
Этот раздел, на мой взгляд, вызывает неизменные трудности у соискателей именно потому, что многие кандидаты неверно трактуют само понятие «профессиональные достижения». К примеру, менеджеру по продажам не стоит ставить себе в заслугу «расширение базы клиентов» или «выполнение плана продаж» – ведь все это входит в рамки должностных обязанностей, добросовестное исполнение которых, само собой разумеется. Другое дело, если вы сумели проявить творческий подход и инициативу в рамках исполнения своих обязанностей и достигли успеха благодаря индивидуально-личностным компетенциям и преимуществам в профессиональных навыках и знаниях. Возможно, вы внесли креативное предложение, разработали и внедрили новое направление, и это помогло компании получить дополнительный доход. В этом случае именно эти факты должны лечь в основу раздела «Достижения». К достижениям могут также относиться награды и звания, которых вы были удостоены за время работы в компании. К примеру: «был удостоен звания Лучший сотрудник отдела продаж 2013 г.». Это будет дополнительным плюсом в глазах потенциального работодателя.
Отнеситесь к разделу «Достижения» как к возможности творчески проанализировать свой опыт и раскрыть себя личностно, сделав акцент на тех чертах вашего характера и профессиональных преимуществах, которые выгодно выделят вас среди прочих претендентов на должность.