Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Поиск работы > Как составить резюме, которое заинтересует работодателя

Как составить резюме, которое заинтересует работодателя

Наталья Добровольская, автор книги "Страшные тайны HR-менеджера"

Важность первого впечатления трудно преувеличить. В рамках собеседования первое впечатление складывается из следующих факторов:
  • внешний вид кандидата;
  • стереотипность мышления рекрутера;
  • эмоциональный настрой обеих сторон переговоров;
  • особенности общения.

    Все вышеперечисленные факторы в равной степени влияют на формирование первого впечатления.

    Обсудим, на какие моменты Вы способны существенно повлиять.

    Внешний вид

    Пожалуй, на все 100% презентабельность Вашей внешности зависит от Вас.

    Давайте рассмотрим рекомендуемые и нежелательные элементы внешнего вида отдельно для мужчин и женщин.

    МУЖЧИНЫ

    РЕКОМЕНДУЕТСЯ

    НЕПРИЕМЛЕМО

    ЛИЦО

    Здоровый цвет лица (выспитесь накануне собеседования), свежее дыхание, гладкая, необветренная кожа

    Запах табака, татуировки, жевательная резинка во рту, небритость, неаккуратная борода/усы, резкий парфюм

    РУКИ

    Гладкая кожа (без покраснений и трещин), ухоженные ногти

    Блеск для ногтей (прозрачный в том числе), заусенцы, испачканные руки

    ПРИЧЕСКА

    Аккуратная стрижка

    Длинные волосы, несвежие волосы, большое количество укладочных средств, неухоженная стрижка, окрашенные волосы, дреды, афрокосички

    ОБУВЬ

    Классическая, чистая, блестящая обувь

    Слишком яркая обувь, грязная обувь, открытая обувь, развязанные шнурки

    ОДЕЖДА

    Классический костюм, либо рубашка+брюки, либо джемпер+брюки

    Джинсы, спортивная одежда, мятая, грязная одежда, одежда с крупными надписями/рисунками/принтом

    АКСЕССУАРЫ И УКРАШЕНИЯ

    Только классические часы и обручальное кольцо.

    Кольца-печатки, браслеты, серьги, значки, бисер, шерстяные нитки вокруг кисти, видимая религиозная и патриотическая символика

    ЖЕНЩИНЫ

    РЕКОМЕНДУЕТСЯ

    НЕПРИЕМЛЕМО

    ЛИЦО

    Здоровый цвет лица (выспитесь накануне собеседования), свежее дыхание, умеренный макияж

    Запах табака, татуировки, жевательная резинка во рту, большое количество косметики, резкий парфюм

    РУКИ

    Гладкая кожа (без покраснений и трещин), ухоженные ногти, классический маникюр

    Яркий лак для ногтей, неумеренно длинные ногти, ногти-«стилеты», аппликации и рисунки на ногтях, заусенцы, испачканные руки

    ПРИЧЕСКА

    Аккуратная стрижка, либо, если волосы длинные, они должны быть собраны в аккуратную прическу

    Отросшие корни, несвежие волосы, неухоженная стрижка, неестественный цвет волос, большое количество средств для укладки, дреды, афрокосички, блестки, детские заколки

    ОБУВЬ

    Классическая, чистая, блестящая обувь

    Слишком яркая обувь, грязная обувь, открытая обувь, вечерняя обувь, развязанные шнурки

    ОДЕЖДА

    Официальный стиль в одежде (блузка+брюки либо блузка+юбка), обязательно – даже если жарко – наденьте тонкие колготки или чулки

    Джинсы, спортивная одежда, мятая, грязная одежда, одежда с крупными надписями/рисунками/принтом, дачная одежда, вечерняя одежда, мини-юбки, декольте, торчащие элементы нижнего белья

    АКСЕССУАРЫ И УКРАШЕНИЯ

    Только классические часы, классические серьги и обручальное кольцо, максимум плюс одно классическое кольцо

    Браслеты, серьги, бусы, крупные кольца, значки, бисер, шерстяные нитки вокруг кисти, видимая религиозная и патриотическая символика

    Стереотипность мышления рекрутера

    Все мы – люди. И все мы находимся во власти стереотипов. Очень небольшой процент рекрутеров способен с первых секунд встречи абстрагироваться и уйти от стереотипного восприятия кандидата. Если Вы похожи на голливудскую звезду, большинство HR-специалистов при встрече воспримут Вас позитивно, если Вы похожи на хама соседа – ждите негативной первой реакции. В данном случае от Вас мало что зависит, Вы можете только переломить эффект первого впечатления в процессе собеседования.

    Эмоциональный настрой обеих сторон

    Собеседование – с одной стороны, официальная процедура, с другой – полноценное общение, в процессе которого мы испытываем на себе эмоциональное влияние собеседника, так же как и он чувствует наш эмоциональный настрой. Рассмотрим ситуацию с обеих сторон и обсудим возможные варианты эффективного взаимодействия.

    Негативный эмоциональный настрой рекрутера. Возможные причины

    1. Физиологические проблемы

    Плохое самочувствие, усталость, нервное напряжение, – любые физиологические проблемы непременно сказываются на эмоциональном состоянии. Рекрутер просит Вас подождать, беседа идет вяло, он отвлечен, невнимателен.

    Решение. «Вскройте» проблему. Спросите прямо: «Вы не очень хорошо себя чувствуете? Вы побледнели». Главное, чтобы Ваш голос был полон участия, без ноток раздражения. Также не следует обращать внимание на внешний вид рекрутера: «Вы не очень хорошо выглядите, у Вас усталый вид» и т. п. После озвучивания Вами проблемы собеседник либо открывается, либо «собирается». В первом случае он озвучит Вам причину своего состояния (не выспался, простудился и т. п.). После озвучивания проблемы вы как бы сближаетесь, обстановка становится более теплой и располагающей. Если рекрутер «собирается» – это тоже плюс: он становится более сосредоточен и сконцентрирован на работе.

    2. Негативное эмоциональное возбуждение

    Например, рекрутера только что вызывали «на ковер» к начальству, где он получил львиную дозу критики и недовольства. В момент проведения собеседования он находится в негативном эмоциональном возбуждении. В этом случае Вам следует готовиться к более пристрастному собеседованию. Рекрутер будет подсознательно стараться «реабилитировать» себя как профессионала: будет задавать глубокие профессиональные вопросы, придираться к тем или иным строкам Вашего резюме, «копать» каждую причину Вашего ухода от предыдущих работодателей, возможно, пытаться уличить Вас во лжи.

    Решение. Вам следует быть максимально открытым, доброжелательным, не поддаваться на возможные провокации, спокойно и последовательно отвечать на вопросы. Помните: перед хорошим человеком все двери открываются автоматически.

    3. Позитивное эмоциональное возбуждение

    Рекрутера только что повысили в должности, или сделали предложение руки и сердца, или выписали премию. Он находится в состоянии эйфории, он испытывает эмоциональный подъем, улыбается, шутит. Но такое состояние опасно тем, что специалист находится «не здесь» и «не сейчас», Ваше собеседование пройдет для него как в тумане, часть информации он не усвоит и впоследствии не сможет полноценно проанализировать Вашу кандидатуру.

    Решение. Ни в коем случае не поддерживайте игривый настрой рекрутера. Ваша задача: вернуть его в реальность. Спросите: как долго открыта вакансия? Насколько она срочная? Чего руководство ждет от нового сотрудника?

    4. Апатия, отвлеченность

    Рекрутер отдает инициативу полностью в Ваше распоряжение, он невнимательно слушает, отвлекается на коллег, чертит беспорядочные рисунки, смотрит в монитор. Отсутствие вовлеченности также послужит негативным фактором для последующего анализа информации.

    Решение. «Встряхните» рекрутера, расскажите ему интересную историю из Вашего профессионального опыта, приведите яркий пример, озвучьте нестандартный факт. Втяните его в беседу, он должен стать полноценным ее участником.

    5. Скрытая агрессия

    Это явление встречается редко, но иногда имеет место. Оно связано либо с психологическими факторами, либо рекрутер сознательно демонстрирует агрессию в формате стресс-интервью. Скрытая агрессия может выражаться в критике, нестандартных вопросах и просьбах (например, «Расскажите анекдот», «Продайте мне этот степлер» и т.п.), переходе на личности («Почему Вы не женаты?», «И когда Вы собираетесь заводить детей?» и т.п.), обсуждении Вашего благосостояния.

    Решение. По возможности мягко и спокойно отвечайте на все вопросы рекрутера. Не накаляйте обстановку. Не отвечайте вопросом на вопрос. Если затронута тема, не относящаяся к профессиональной сфере, Вы вполне можете сказать: «Это личная информация, я не готов сейчас это обсуждать».

    Негативный эмоциональный настрой кандидата. Возможные причины

    Помимо вышеперечисленных причин, которые так же могут проявиться и у Вас, добавим две не менее важные:
    1. Подсознательное нежелание найти работу
    Да, да, такой феномен встречается, и достаточно часто. Причем дело не всегда в элементарной лени, гораздо чаще это боязнь выйти из «зоны комфорта». Ведь новая работа – это новые люди, другие правила, другой уровень коммуникаций, в конце концов, другое месторасположение. Подсознательно Вы боитесь нового, еще больше боитесь не справиться, проиграть.
    Решение. Настройте себя. Поговорите с собой. Перед зеркалом, вслух. Вспомните свои прошлые достижения и победы. Напишите, чего Вы ждете от новой работы, каких целей планируете достичь через год, три года, пять лет.
    2. Волнение, стресс
    Волнение, стресс и откровенный страх перед собеседованием – это совершенно нормальная реакция. Удивительно, но страх публичных выступлений занимает второе место в классификации фобий после страха смерти. Собеседование – это полноценное публичное выступление, количество слушателей не играет ключевой роли, сам факт того, что Вас оценивают, является сильнейшим стрессом.
    Решение. Существует множество антистрессовых методик. Приведем наиболее действенные.
  • Выпейте перед собеседованием горячего сладкого чая, идеально – с медом. Пейте маленькими глотками, думайте о приятном.
  • Совершите неспешную прогулку.
  • Послушайте спокойную музыку.
  • Сделайте дыхательную гимнастику.
  • Повертите в руках мелкие предметы, сосредоточившись на их форме и фактуре.
  • Прочитайте про себя любимое стихотворение.
  • Посмотрите Ваши любимые фотографии, напоминающие Вам о приятных и позитивных моментах Вашей жизни.
  • И последнее. Может быть, этот способ жестковат, но лично мне он помогает справиться со многими проблемами. Задайте себе вопрос: «Буду ли я думать об этом, когда буду умирать?» В конце концов, это всего лишь работа, всего лишь собеседование, это маленькая часть Вашей жизни, не стоит переживать и мучить себя.

    Особенности общения

    Предлагаем Вам правила эффективного общения на собеседовании.
    1. Смотрите собеседнику в глаза. Но не переусердствуйте: пристальный немигающий взгляд заставит Вашего оппонента почувствовать себя неуютно.
    2. Улыбайтесь, но только когда это уместно.
    3. Избегайте сложных, возможно, незнакомых рекрутеру слов. Если Вы не выговорите слово «диверсифицированный» с первого раза – не стоит произносить его вообще. Помните: нет никаких гарантий, что Вы выговорите это слово с первого раза на собеседовании.
    4. Избегайте «американизмов». Даже привычное «окей», поверьте, режет слух на собеседовании.
    5. Не поправляйте собеседника, если он ошибся в формулировке или неверно произнес какое-либо слово.
    6. Слушайте внимательно.
    7. Проявляйте интерес.
    8. Не прибегайте к ежедневнику: не нужно ничего записывать. Запоминайте!
    9. Выключите и уберите мобильный телефон, планшет, ноутбук, наушники и другие гаджеты.
    10. Уточняйте, если что-то не расслышали или не поняли.
    11. Задавайте вопросы по существу.
    12. Не путайтесь в показаниях: четко помните все даты приходов/уходов, причины смены мест работы, структуру подчиненности на всех местах работы.
    13. Отвечайте на вопросы последовательно и четко.
    14. Не пускайтесь в детали, не отклоняйтесь от темы, не уходите в дебри пространных объяснений.
    15. Не упоминайте фамилии и имена Ваших партнеров, коллег, руководства.
    16. Контролируйте динамику собеседования, не допускайте пауз и неоконченных фраз.
    17. Не перебивайте собеседника.
    18. Не приукрашивайте действительность.
    19. Не лгите.
    20. Не льстите.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    − 5 = 1