Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Зарождение самозанятости в России

Зарождение самозанятости в России

Светлана Бондарева, Владимир Разумов, эксперты проекта smart-venture.ru, авторы следующих книг: "Менеджмент прибыльного микроинновационного бизнеса как сегмента малого предпринимательства (визуально-экономический подход)", "Развитие самозанятости и форм инновационного предпринимательства (инновационной самозанятости, инновационного малого, среднего и крупного предпринимательства) как реальный путь к технологическому развитию России"

Малое и среднее предпринимательство решает множество ключевых проблем экономического развития в современных условиях. Ухудшающиеся внешние условия, в том числе экономические санкции Запада, нарастание разнообразных внутренних проблем негативно отражается на предпринимательстве, сопровождается сокращением объема деятельности организаций, их ликвидацией. «Одним из способов решения этих проблем является развитие сектора самозанятых, в котором за счет упрощенной процедуры регистрации, невысоких налоговых ставок создаются возможности для формирования и реализации предпринимательских намерений и способностей».

Как видно из анализа литературных источников, самостоятельная занятость населения постоянно присутствует в экономической жизни нашей страны, но ее роль и место значительно меняются в различные периоды времени. Определяющим аргументом выбора гражданами самостоятельной занятости (независимо от ее юридического статуса – официальная или неофициальная) является возможность повышения своих доходов. Причем специфика российской самозанятости связана в основном с ее вынужденным характером

Конституции СССР 1936 и 1977 гг., гарантируя гражданам СССР право на труд по найму, допускали самозанятость в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей.

«Граждане СССР были обязаны трудиться (ст. 12 Конституции 1936 г.), но имели возможность делать это индивидуально. Государство не обязывало их вступать в трудовые отношения с собой как единственным работодателем. Советское государство в Конституции 1936 г., признавая «мелкое частное хозяйство» (ст. 9) не «отживающим» или «отмирающим», как следовало бы ожидать, а наравне с социалистической системой хозяйства, признало и личный труд не по найму, который к моменту принятия Конституции был урегулирован. Гражданин, не состоявший в трудовых отношениях с социалистическим предприятием, был не врагом (как, например, кулак или буржуазия), а полноправным, пусть и без привилегий «передового класса», членом общества. Это исключало понимание самозанятости как незаконной предпринимательской деятельности. Лишь деятельность самозанятых (тогда – кустарей, ремесленников, единоличников) в полной, исчерпывающей мере отвечала принципам «кто не работает, тот не ест» и «от каждого по его способностям, каждому – по труду» (ст. 12 Конституции 1936 г.). Только они, исполняя конституционную обязанность трудиться, существовали исключительно за счет своего личного труда, не претендуя ни на «общественные фонды потребления», ни на социальные гарантии. Если самозанятый не работал, он и не ел в прямом смысле этого слова, но, реализуя свои способности, он всегда получал по труду. В этом смысле личный, индивидуальный труд в чистом, не искаженном виде олицетворял собой базовые принципы справедливости».

В Конституции 1977 г. «впервые применена самодостаточная и не требующая пояснений формулировка «индивидуальная трудовая деятельность» (ИТД), позволяющая отличать личный труд от найма и предпринимательской деятельности». Таким образом, с закреплением в Конституции СССР 1977 г. права на ИТД, пусть и с существенным опозданием, завершался начавшийся еще в 1930-е гг. процесс формирования механизма правового регулирования самозанятости, что в полной мере соответствовало мировым и отечественным тенденциям.

Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» значительно уменьшил возможность применения конституционной нормы применения ИТД: только в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам и пенсионерам, а остальным – в виде исключения. «Цели ИТД советский законодатель указал в порядке приоритетов: 1) удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, т. е. насыщение рынка; 2) занятость граждан общественно полезной деятельностью; 3) возможность получать дополнительные доходы «в соответствии с затратами своего труда» (преамбула и ст. 1 Закона «Об ИТД»). Фискальные интересы в числе приоритетов не указывались, а суть и цель деятельности определялись не порядком ее регистрации, а содержанием трудовой функции. Таким образом, была предоставлена возможность самозанятости для тех, кто, не работая по найму (или совмещая с работой по найму) и никого не нанимая, самостоятельно, на свой риск создавал рабочее место для себя и личным трудом зарабатывал средства к существованию».

Таким образом, в 1936–1991 гг. самозанятость в виде ИТД, мелкого частного хозяйства, народных промыслов обладала достаточно эффективным механизмом правового регулирования: были разработаны порядок регистрации, перечни видов разрешенных и запрещенных видов деятельности, ставки налогообложения и пр. При этом в стране повсеместно велась борьба с тунеядством, основной принцип строителей коммунизма тех лет: кто не работает, тот не ест. Причем занятость должна быть официальной. Каждый трудоспособный советский гражданин должен был официально работать на заводе, в колхозе, в учреждении хоть за небольшую зарплату или учиться в ПТУ или вузе. В советское время самозанятость присутствовала в экономике страны, но законодательно не признавалась, мало того, была уголовно наказуема.

Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 г. закона «О занятости населения», отменившего административную и уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу как спутницу рыночной экономики. Так из повседневной практики исчез термин «тунеядство».

После 1991 г. вопреки логике развития рыночных и трудовых отношений в нашем государстве наблюдается полный отказ от самозанятости. «Из Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» было устранено упоминание о «лицах, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе… занятых индивидуальной трудовой деятельностью». Все самозанятые, без учета их мнения, должны были или прекратить деятельность (их регистрационные удостоверения действовали до конца 1991 г.), или регистрироваться в качестве предпринимателей. Так было разрешено ранее запрещенное предпринимательство, но одновременно с этим фактически запрещена индивидуальная трудовая деятельность, ставшая незаконным предпринимательством».

Принятая в 1993 г. Конституция РФ впервые в отечественной истории не гарантирует личный труд не по найму, индивидуальную трудовую деятельность, самозанятость, признавая только деятельность по трудовому договору. Налоговый кодекс РФ, введенный в 2000 г., все виды деятельности, подразумевающие личный труд (кустарно-ремесленные промыслы, ремонт, разнообразные услуги, в том числе репетиторство) отнес к предпринимательству (ст. 346.43 НК РФ), вынуждая предпринимателя приобретать патент, что зачастую не окупалось размерами, получаемыми им доходов.

«Самозанятые, потеряв юридический статус и выпав из институциональной среды, оказались в теневом секторе». В России образовался маргинальный слой, не имеющий ни юридического статуса, ни конституционного права на личный труд не по найму. В этом и заключается острота проблемы для бюджетной системы России: самозанятые не платят налоги, лишены социальных гарантий, что противоречит целям социального государства.

Активное обсуждение данного вопроса началось лишь в 2015 г. в связи с поиском средств для пополнения бюджета. В послании Федеральному Собранию 2016 г. Президент России поставил задачу определить правовой статус «так называемых самозанятых». В конце 2016 г. был принят закон, освобождающий от налогообложения в налоговых периодах 2017 и 2018 гг. доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные ими от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
– по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
– по репетиторству;
– по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Это был первый шаг, сделанный правительством в сторону регулирования деятельности самозанятых и создания благоприятных условий для распространения данного вида занятости и выведения его из неформального сектора экономики. Однако перечень услуг, определенный в указанном Федеральном законе, сильно ограничен, а правовой статус самозанятых граждан так и не был определен.

Поддержка деятельности самозанятых позволяет уменьшить уровень безработицы и социальной напряженности в стране, дает возможность населению приобрести предпринимательские навыки и реализовать свой трудовой потенциал. Именно поэтому самозанятость требует поддержки и эффективного государственного регулирования.

При этом недопустимо относиться к самозанятости как к временной, вынужденной, направленной исключительно на выживание потерявшего работу гражданина. Самозанятость становится популярной, особенно среди молодежи, позволяет реализовать творческие способности.

Среди основных причин, заставляющих конкретного человека прибегнуть к самозанятости, обычно выделяют следующие:
– определенные проблемы по основному месту работы;
– низкий уровень оплаты при наемном труде;
– понимание того, что самозанятость даст возможность заработать больше, даже если текущий уровень зарплаты устраивает;
– творческий характер самого человека, желание и возможность заниматься любимым делом;
– самостоятельность при планировании своей жизни, возможность вырваться из жесткого графика и рабочей иерархии.

С развитием рыночных отношений и признанием частной собственности самозанятость играет значительную роль в адаптации населения к сложившимся условиям. В обстановке, когда общественное производство и состояние рынка труда оказались во многом неспособными удовлетворить жизненные потребности населения, самозанятость позволила использовать потенциал рыночных отношений и помогла выжить наиболее активной части населения.

«Особенность ситуации заключается в том, что распространенность компьютеризации сопровождается ростом спроса на когнитивные и межличностные навыки, увеличением востребованности специалистов с высшим образованием и, напротив, сокращением спроса, например, на сервисных работников с невысоким образовательным уровнем. Востребованность одних специалистов и низкий спрос на других актуализируют проблему безработицы, решение которой может быть связано с вовлеченностью населения в самозанятость».

В России после принятия Федерального закона от 27 ноября 2018 г. №422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» впервые появились официально оформленные самозанятые.

В настоящее время во всем мире намечаются тенденции кардинального изменения форм и видов занятости для функционирования современной экономики. Развитие информационных технологий вызывает появление новых форм занятости, т.к. полученные человеком профессиональные навыки имеют тенденцию быстро обесцениваться и не могут обеспечить работнику востребованности на рынке труда. Возникает необходимость постоянного совершенствования профессионального уровня из-за усложнения производственных процессов, вызванных использованием информационно-коммуникационных технологий. Сегодня на рынках труда появляются нестандартные формы занятости: временная занятость вместо постоянной; неполная занятость; от работы на крупном предприятии – к работе на мелком; от работы на одного работодателя – к работе по совместительству на нескольких работодателей; от работы по трудовому договору – к работе на условиях подряда. На сегодняшний момент самозанятость населения может стать такой альтернативной формой занятости. При этом есть все основания рассматривать самозанятость как форму предпринимательства, поскольку самозанятости, как экономической категории, присущи признаки предпринимательства:
– создание рабочего места,
– организация собственного дела,
– творческая инициативная новаторская деятельность.

В связи с тем, что самозанятость представляет собой крайне неоднородное явление, как по виду и характеру труда, так и по профессиональной квалификации, наиболее позитивные тенденции в развитии самозанятости наблюдаются в той сфере, где труд носит творческий, инновационный характер, и главным средством труда выступают интеллектуальный уровень человека, его знания, способности владения информацией. Такая самозанятость способствует формированию и развитию рыночных отношений и выступает как инкубатор предпринимательства.


Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 4 =