Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля


Сделай это с умом – попади сразу в цель!

 



Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Аутсорсинг: что делать самим, а что отдать на сторону

Аутсорсинг: что делать самим, а что отдать на сторону

Александр Карпов, руководитель открытого интернет-проекта smart-venture.ru, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля"

При создании бизнеса с нуля предпринимателю приходится решать большое количество проблем и отвечать на многие вопросы. Один из вопросов связан с организацией функций и в частности с принятием решения о том, какие функции нужно будет выполнять самой компании, а какие лучше отдать на аутсорсинг.

Безусловно, нет однозначного ответа для всех компаний. Даже если вести речь о двух абсолютно одинаковых бизнесах, стратегия аутсорсинга у них может быть разной.

Тем не менее, у каждой компании есть функции, которые сравнительно безболезненно можно отдать на аутсорсинг. Причем эти функции могут продолжать оставаться на аутсорсинге и в том случае, когда компания из разряда малого бизнеса перейдет в средний или даже в крупный.

Например, такую функцию как бухгалтерский учет можно смело отдавать на аутсорсинг, особенно если стартап относится к малому бизнесу.

Во-первых, в начале работы по данному направлению может быть очень мало, поэтому нет смысла держать в штате бухгалтера.

Во-вторых, наше "замечательное" правительство с каждым годом все усложняет и усложняет жизнь компаниям, в том числе и по бухучету. Постоянно появляются какие-то изменения, увеличиваются требования к бухучету и к бухгалтерам и т.д.

Кроме того в ходе работы могут то и дело возникать различные вопросы, ответы на которые могут дать профессионалы. Можно, конечно, самому во всем этом разобраться, но зачем терять на это время. Лучше заниматься развитием своего бизнеса.

Поэтому гораздо проще обратиться к профессионалам, которые будут заниматься бухгалтерским обслуживанием компании (и на этапе создания, и в дальнейшем при развитии бизнеса).

Также на аутсорсинг можно отдать такие функции как ИТ-обслуживание, юридическое обеспечение, различные административно-хозяйственные функции и т.д.

Что касается основных бизнес-функций компании, то здесь уже не все так очевидно. В каждом конкретном случае при принятии решения об аутсорсинге этих функций нужно учитывать несколько факторов. Причем этот набор факторов может быть уникальным для каждой компании.

К основным бизнес-функциям можно отнести:
  • продажи;
  • производство;
  • снабжение (закупки);
  • транспортировка;
  • хранение и складирование.

    В принципе все эти функции при желании можно отдать на аутсорсинг. Опять-таки при этом нельзя не учитывать особенности бизнеса и конкретной компании.

    Такие функции как "Транспортировка", а также "Хранение и складирование" чаще всего передаются на аутсорсинг. Это немало способствует развитию рынка для логистических компаний.

    Некоторые компании частично или даже полностью отдают на аутсорсинг продажи. Опять-таки на подобное решение значительно влияет особенность бизнеса.

    Например, если для бизнеса эффективным каналом продвижения являются так называемые холодные звонки, то компания может сотрудничать с кол-центром. Правда, в этом случае нет гарантии того, что кол-центр не будет "сливать" наработанные базы конкурентам компании (или использовать их в работе при поиске клиентов для конкурентов).

    Если много клиентов можно получать из интернета, то компания может отдать на аутсорсинг функции связанные с продвижением сайта различными способами.

    Таким образом, частично или полностью функцию "Продажи" можно передать на аутсорсинг, только при этом важно обеспечить контроль такого стратегического актива как клиентская база компании.

    Кстати, этот актив (впрочем, как и многие другие) можно потерять (полностью или частично) и не отдавая продажи на аутсорсинг. Речь в данном случае идет об одном из видов корпоративного воровства. Для устранения таких нежелательных действий нужно заранее позаботиться о системе владельческого контроля. Данное замечание относится не только к функции продаж.

    Снабжение, так же как и продажи, являются важнейшей функцией для компании. Передача ее на аутсорсинг то же может быть связана с немалыми рисками для бизнеса. Хотя, сейчас существуют различные интернет-сервисы, которые облегчают поиск поставщиков и необходимых для бизнеса ресурсов. Использование этих сервисов не представляет какой-то существенной опасности для компании. Тем не менее, полностью передать снабжение на аутсорсинг довольно-таки рискованная затея.

    Производство, как и другие основные бизнес-функции, так же может быть передано на аутсорсинг. При этом может возникнуть аналогичная проблема, связанная с защитой бизнес-активов.

    В данном случае речь идет о том, что производство может быть связано с каким-то ноу-хау, которое владельцы компании не хотят никому разглашать. Это может быть какая-то секретная рецептура (если это продукт питания) или технология производство. Очевидно, что если производить продукт на стороне, то придется раскрыть технологию.

    Да, можно заключить соответствующее соглашение о неразглашении ноу-хау, но все равно существует риск того, что оно будет нарушено. Потом придется очень долго и нудно доказывать в суде вину производителя, и при этом может возникнуть упущенная выгода из-за того, что конкуренты будут все это время производить и продавать аналогичный продукт.

    При рассмотрении возможных вариантов организации основных бизнес-функций пока ничего не упоминалось о не менее важном экономическом факторе. В некоторых случаях компании ничего не остается как полностью или частично передать функцию на аутсорсинг.

    Особенно остро экономический фактор может влиять на выбор производственной стратегии. Практически всеми основными бизнес-функциями можно заниматься самостоятельно при любых масштабах деятельности. К сожалению, к производству это не относится.

    В некоторых случаях самостоятельно заниматься производством экономически невыгодно. Подробнее об этом можно прочитать в статье "Производственный бизнес: основные проблемы создания и развития". Тогда остается только один вариант – передать эту функцию на аутсорсинг.

    Для того чтобы защитить свое производственное ноу-хау можно попробовать (если это, конечно, возможно) разные компоненты продукта производить на разных заводах, а сборкой заниматься самостоятельно (или заказывать у другого производителя).

    Кстати, иногда это бывает и экономически выгодно. Например, когда мы разрабатывали производственную стратегию для одной компании, то остановились именно на таком варианте.

    Объемы производства у этого стартапа вначале были совсем небольшие, поэтому не было смысла производить продукцию в больших количествах, чтобы замораживать денежные средства в запасах. Проблема была в том, что размещать производственные заказы на стороне было экономически невыгодно при таких объемах. Себестоимость получалась очень большой.

    Мы проанализировать себестоимость производства продукции и пришли к выводу, что эффективнее будет одну из самых дорогих компонент производить самостоятельно. К тому же с организацией производства этой компоненты не было серьезных проблем.

    Для небольших объемов было достаточно оборудования с не очень большой производительностью, которое компания могла себе позволить приобрести. Вскоре были найдены поставщики сырья и запущено производство.

    Затем по мере роста объемов производства данная функция была полностью отдана на аутсорсинг. При новых объемах было проще сделать заказ на стороне. Себестоимость получалась примерно такой же, но качество лучше, а время, затрачиваемое на производство, меньше. Поэтому компания сконцентрировалась на развитии функции продаж. В данном случае не было никакого производственного ноу-хау, которое нужно было тщательно защищать.


    Итак, решение о передаче функций на аутсорсинг является стратегическим для компании. Поэтому нужно все очень тщательно взвесить и выбрать наилучший вариант с учетом всех существенных для бизнеса факторов.

    


    Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу smart-venture@mail.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете (или только Ф.И.О., если Вы сейчас пока нигде не работаете). Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.



    
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru