Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести книги и методики

Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Проект по созданию бизнеса

Проект по созданию бизнеса

Александр Карпов, основатель проекта smart-venture.ru, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля"

Работая консультантом по управлению и повышению эффективности уже не один десяток лет, я постоянно сталкиваюсь примерно с одной и той же ситуацией, причиной которой является несистемное создание и развитие бизнеса. Да, у каждой компании есть и какие-то свои специфические проблемы, но и есть и более-менее типовой набор. Если бы проект по созданию бизнеса был реализовано на нормальной системной основе, то практически всех этих проблем удалось бы избежать. А ведь большинство из этих проблем приводят к низкой эффективности работы, плохому финансово-экономическому состоянию, а иногда и к развалу бизнеса.

Причем те, кто уже создал свой первый бизнес, совершив огромное количество ошибок, второе и последующие новые бизнес-направления создают точно так же, наступая на те же грабли :)).

Итак, для того чтобы создать эффективный бизнес с нуля или новое бизнес-направление в рамках уже действующей компании (уникальный проект развития бизнеса) нужно придерживаться определенной технологии. Ее применение позволит создать из компании настоящую эффективную бизнес-машину (подробнее об этом можно прочитать в книге «Эффективная бизнес-машина»).

Таким образом, в соответствии с упомянутой здесь технологией, основными этапами проекта по созданию нового бизнеса с нуля являются (см. Рис. 1):
  • этап 1. Выбор направления (или направлений) деятельности для бизнеса;
  • этап 2. Разработка стратегического плана компании;
  • этап 3. Разработка маркетинговой стратегии компании;
  • этап 4. Проектирование организационно-функциональной структуры компании;
  • этап 5. Разработка бизнес-плана стартапа;
  • этап 6. Запуск бизнеса (начало реализации бизнес-плана стартапа);
  • Этап 7. Разработка программы развития компании.

    Рис. 1. Основные этапы проекта по созданию нового бизнеса с нуля

    Основные этапы проекта по созданию нового бизнеса с нуля

    Можно сказать, что первые пять этапов относятся к планированию проекта. Шестой этап – это реализация проекта, а седьмой – завершение.

    Естественно, что проект по созданию бизнеса нужно начинать с выбора направлений деятельности. Каждый предприниматель может устанавливать свои критерии и принципы выбора, но очевидно, что в любом случае нужно учитывать перспективность бизнеса. Нет смысла создавать бизнес, у которого нет перспектив.

    Опять-таки можно по-разному оценивать перспективность, но, как мне кажется, при этом обязательно нужно учитывать как минимум две составляющие: маркетинговую и финансово-экономическую.

    Безусловно, у бизнеса должна быть рыночная перспектива. В противном случае нет смысла его создавать. Кроме того, с помощью бизнеса предприниматель должен зарабатывать достаточно денег. По крайней мере, не меньше, чем он зарабатывает сейчас в качестве наемного сотрудника. То есть в принципе при грамотной организации и дальнейшем развитии бизнеса он должен быть перспективным и с маркетинговой, и с финансово-экономической точки зрения.

    После того, как выбраны направления деятельности, необходимо определиться со стратегией (см. Рис. 1). Стратегия – это не просто набор каких-то бизнес-идей, которые можно рассказать за пару минут. Есть совершенно четкий и достаточно детальный формат стратегического плана (подробнее о стратегическом плане можно прочитать в книге «Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса»), который обязательно должен быть разработан перед активными действиями по созданию бизнеса.

    При формировании стратегического плана обязательно должны быть проработаны следующие блоки:
  • миссия компании;
  • стратегическая концепция развития компании;
  • цели компании;
  • стратегия компании;
  • проекты развития компании.

    Миссия компании – это ее глобальная (иногда говорят даже недостижимая) цель или даже можно сказать – причина ее создания. Стратегическая концепция развития детализирует миссию в определенном формате.

    Цели компании – это набор ключевых показателей (их еще называют KPI – Key Performance Indicators), а стратегия – способ достижения целей.

    Проекты развития, по сути, являются способами реализации выбранной стратегии. Считается, что если компания выполнит все запланированные проекты развития, то она достигнет намеченных целей. Кстати, одним из проектов развития может быть создание сайта (подробнее об этом написано в следующей главе этого раздела).

    При проработке стратегии нового бизнеса (или нового бизнес-направления в рамках уже действующей компании) очень важно особое внимание уделить маркетинговой стратегии. Несомненно, все остальные аспекты стратегии тоже важны, но все-таки именно маркетинговая стратегия является самым важным и самым сложным элементом стратегии нового бизнеса. Поэтому разработка маркетинговой стратегии (подробнее об этом можно прочитать в книге «Маркетинг: стратегия, анализ, реклама и продвижение») выделена в отдельный этап проекта по созданию бизнеса (см. Рис. 1).

    После разработки стратегического плана и маркетинговой стратегии можно переходить к проектированию организационно-функциональной структуры компании (см. Рис. 1). Как известно, структура компании должна соответствовать ее стратегии. Поэтому организационно-функциональную структуру для нового бизнеса нужно спроектировать так, чтобы она наилучшим образом обеспечивала выполнение стратегии (подробнее об этом можно прочитать в книге «Организационное проектирование. Реструктуризация предприятий и бизнес-процессов»).

    После этого можно приступать к завершающей стадии планирования проекта по созданию бизнеса – к разработке бизнес-плана (см. Рис. 1). К сожалению, многие начинающие предприниматели вообще не разрабатывают бизнес-планы, а если и делают это, то проскакивают предыдущие три этапа (разработка стратегического плана, разработка маркетинговой стратегии, проектирование организационно-функциональной структуры).

    Как и в случае со стратегическим планом, есть определенный формат бизнес-плана, которому желательно следовать, чтобы получить максимальную пользу от бизнес-планирования (подробнее о этом можно прочитать в книге «Бизнес-план: методология и практика»).

    После разработки бизнес-плана уже можно переходить к следующей стадии проекта по созданию бизнеса – к реализации, то есть к запуску бизнеса (см. Рис. 1). Еще на стадии планирования проекта нужно определиться с границей данного этапа. Необходимо зафиксировать критерии завершения этой стадии проекта по созданию бизнеса.

    Безусловно, в ходе реализации проекта с очень большой вероятностью будут возникать план-фактные отклонения (в некоторых случая даже очень существенные), но это не значит, что в планировании проекта, в том числе, в составлении бизнес-плана нет никакого смысла. Практически ни у кого из стартаперов не получается сделать так, чтобы не возникали план-фактные отклонения, но при этом важно, как они на них реагируют.

    Большинство, по сути, никак не реагируют, считая это данностью, с которой ничего нельзя сделать. Но если вести системную работу с такими план-фактными отклонениями, то со временем и степень управляемости, и эффективность работы компании можно повысить. Все существенные план-фактные отклонения должны быть проанализированы, а по результатам анализа приняты соответствующие решения по улучшению ситуации в будущем. Такая процедура в будущем может быть положена в основу полноценной системы бюджетного управления (очень подробно о системе бюджетирования написано в серии книг «100% практического бюджетирования»).

    После того, как будут выполнены критерии запуска бизнеса, необходимо подвести итоги и завершить проект. Завершением проекта по созданию бизнеса можно считать разработку программы развития компании (см. Рис. 1). На самом деле первая версия данной программы должна появиться еще на стадии разработки стратегического плана. Поэтому в данном случае речь идет об уточнении программы с учетом полученного практического опыта, а также о детализации этой программы развития. Причем детализироваться она может в двух направлениях: более детальное планирование проектов развития и более длительный период планирования. Понятно, что к этому моменту могут появиться и новые проекты развития, которых не было в первоначальной версии стратегического плана. Конечно же, они тоже должны быть проработаны на должном уровне и включены в программу дальнейшего развития компании.

    Примечание: очень подробно проект по созданию эффективного бизнеса описан в моей книге «Создание и развитие эффективного бизнеса». Технология, описанная в данной книге, позволяет создать бизнес даже при очень неблагоприятных условиях. Подробное описание примера проекта по созданию бизнеса в таких условиях можно найти в книге «Издательство «Москва»: максимум эффективности» (серия книг «Эффективная бизнес-машина»).

    Стоит отметить, что многие люди так и не решаются на создание своего бизнеса, из-за того, что боятся неудач и не хотят рисковать. Всем таким сомневающимся можно порекомендовать использовать стратегию создания бизнеса с минимальными затратами и рисками. Или можно воспользоваться самым надежным способом создания бизнеса (подробнее об этом можно прочитать в книге «Самый надежный способ создания бизнеса»).



    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    75 − = 66