Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля


Сделай это с умом – попади сразу в цель!

 



Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Что важнее для бизнеса: прибыль или рентабельность

Что важнее для бизнеса: прибыль или рентабельность

Александр Карпов, руководитель открытого интернет-проекта smart-venture.ru, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля"

Как известно, одним из важнейших показателей эффективности любого бизнеса является прибыль – разница между доходами и расходами. При этом нужно учитывать, что прибыль может измеряться в абсолютном выражении, то есть в денежном измерении, а может и в относительном. В последнем случае она называется рентабельностью.

Нужно обратить внимание на то, что многие предприниматели, особенно начинающие, на самом деле не знают что такое прибыль, потому что они не знают что такое доходы и расходы.

Некоторые путают доходы и расходы с поступлениями и выплатами денежных средств, то есть вместо прибыли считают финансовый поток (разница между поступлениями и выплатами). Подавляющая часть предпринимателей путает расходы с затратами.

Для успешного ведения бизнеса (особенно в кризис) предприниматели должны быть финансово грамотными. Поэтому необходимо отметить, что владельцам, а также руководителям и сотрудникам компании нужно разбираться в основах экономики и финансов.

Итак, в данной статье сравниваются два способа расчета прибыли: в абсолютном и в относительном выражении.

Следует отметить, что рентабельность может рассчитываться двумя способами. Первый – путем деления прибыли на доходы, второй – путем деления прибыли на расходы.

Во втором случае рентабельность может иметь любые значения, а в первом от нуля до единицы или от 0% до 100% (если прибыль положительная величина). Лично мне кажется, что первый способ расчета рентабельности более удобен. Он показывает какая получается прибыль с рубля продаж.

Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями не только на уровне компании в целом, но и на более нижнем уровне. Речь идет о том, что большое значение имеет прибыль и рентабельность продуктов/услуг, клиентов, регионов и т.д. (у каждого бизнеса свой перечень объектов нижнего уровня).

Чаще всего наблюдается следующая взаимосвязь – чем меньше стоит продукт (или приносит клиент, или регион, в котором работает компания) тем выше рентабельность. Например, среди канцтоваров есть очень дешевые позиции, но рентабельность продаж у них может быть очень высокой.

У меня когда-то была небольшая розничная сеть, которая занималась торговлей канцтоварами. По некоторым товарным позициям наценка составляла 500-700%, но цена не превышала 10-20 рублей. Таких товаров нужно было продавать очень много чтобы на них заработать.

Соответственно каждая торговая точка должна давать такую маржинальную прибыль, которой хватит хотя бы для покрытия условно-постоянных затрат (аренда помещения, постоянная часть заработной платы продавцов и т.д.). То есть необходимо, как минимум, выйти на точку безубыточности.

Поэтому высокая рентабельность товаров (в данном случае речь идет о маржинальной рентабельности) вовсе не гарантирует прибыльность всего бизнеса.

Я помню, как в мою консалтинговую компанию как-то раз обратился владелец одной розничной сети. Так он сразу же сказал, что его в первую очередь интересует прибыль в абсолютном выражении.

Маржинальная рентабельность его товаров составляла минимум 50% (то есть минимальная наценка на товар – 100%), но прибыль компании была сравнительно небольшой. На самом деле и рентабельность всей компании тоже была на очень низком уровне.

В общем, владельца больше всего волновала прибыль в абсолютном выражении. Он говорил, что если он в качестве дивидендов будет получать приемлемую для него сумму, то для него не принципиально какая у компании будет рентабельность.

Правда, потом выяснилось, что на самом деле он имел в виду не прибыль, а свободный финансовый поток. Поскольку предприниматель принципиально не брал кредитов, свободный денежный поток определял сумму, которую он мог безболезненно изымать из бизнеса.

Опять-таки нужно напомнить о том, что многие собственники бизнеса не обладают даже минимальной финансовой грамотностью. Поэтому пока мы не обучили владельца упомянутой здесь компании, он то и дело путался даже в основных финансово-экономических терминах.

На самом деле прибыль и рентабельность, кончено же, взаимосвязаны между собой и нужно стремиться увеличивать оба показателя. Тем не менее, на разных стадиях развития бизнеса приходится отдавать приоритет одному из этих двух показателей, поскольку бывает сложно одновременно наращивать и прибыль, и рентабельность.

Зачастую жертвуют рентабельностью. В принципе логика таких действий понятна. Компания может существовать с низкой рентабельностью, но не может с низкой прибылью. Точнее говоря, может, но это не очень интересно предпринимателям. В таком случае (небольшая прибыль в абсолютном выражении) за счет собственных средств компания развиваться не сможет, да и владелец будет получать маленькие дивиденды, что вряд ли кому-то понравится.

На прибыль и рентабельность может влиять несколько факторов. Эти факторы влияют на две составляющие прибыли: доходы и расходы. Соответственно, нужно стремиться максимизировать доходы и повышать эффективность расходов (но ни в коем случае не минимизировать расходы – это тупиковый путь).

Нужно отметить, что достаточно часто для увеличения доходов начинают демпинговать. Причем далеко не во всех случае предоставление больших скидок является экономически обоснованным шагом. Поэтому нельзя утверждать, что скидки – эффективный инструмент продаж.

Я уже упоминал в этой статье, что у меня была небольшая розничная сеть канцтоваров. Первую торговую точку открыла жена и зачем-то стала работать с мизерной наценкой. В этом вообще не было никакой необходимости. Когда мы повысили цены до уровня конкурентов, это никак не сказалось на уменьшении объемов продаж, а доходы, естественно, сразу же увеличились (прибыль и рентабельность тоже).

Да, бывают ситуации, когда без скидок очень сложно продать, но не стоит использовать этот инструмент абсолютно во всех случаях.

Среди клиентов моей консалтинговой компании есть региональный ЧОП (частное охранное предприятие). Одна из особенностей этого рынка заключается в том, что он еще "дикий". Клиенты только начинают обращать внимание на качество оказания услуг. Большинство по-прежнему ориентируются только на цену. В такой ситуации действительно очень сложно продавать без скидок.

Когда рынок созреет сказать сложно, но все же в стратегии этой компании было прописано, что она должна оказывать именно качественные услуги, поскольку в перспективе это будет одним из важнейших факторов, учитываемых клиентами при выборе охранного предприятия.

Что касается расходов, то и в этом направлении достаточно часто есть резервы повышения эффективности. Причем не обязательно речь может идти только об очень крупных компаниях, где нередко расходы, мягко говоря, "раздуты". За счет очень большой прибыли в абсолютном выражении там могут особо не следить за рентабельностью.

В малом бизнесе тоже есть поле для маневров по повышению эффективности расходов. Нужно с самого начала приучать себя следить за расходами. Кстати, я сам на запуск своего первого бизнеса потратил минимум в два раза больше, чем требовалось. Подробнее об этом можно прочитать на странице "Мой опыт создания и развития бизнеса с нуля".

Итак, конечно, в идеале нужно сразу же (еще на этапе создания бизнеса) стараться максимизировать и прибыль, и рентабельность, но это не всегда получается. Поэтому достаточно часто предприниматели придерживаются такой стратегии. Сначала они наращивают прибыль в абсолютном выражении, а потом уже пытаются повышать его эффективность, увеличивая рентабельность (что, естественно, приводит и к росту прибыли).




Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу smart-venture@mail.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете (или только Ф.И.О., если Вы сейчас пока нигде не работаете). Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.




Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru