Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля


Сделай это с умом – попади сразу в цель!

 



Статьи > Раздел "Быть или не быть бизнесу" > Выход из бизнеса: возможные сценарии

Выход из бизнеса: возможные сценарии

Александр Карпов, руководитель открытого интернет-проекта smart-venture.ru, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля"

Вполне возможно, что те, кто только задумываются о создании своего первого бизнеса, считают данную тему совершенно неактуальной. Они полагают, что сейчас для них самое главное – это создать свой бизнес, а как из него выходить – это, мягко говоря, "дело десятое".

Некоторые будущие предприниматели вообще не понимают, зачем нужно выходить из бизнеса, особенно если он успешно работает и развивается.

На самом деле, над этим вопросом нужно задумываться еще до создания бизнеса, поскольку никто точно не знает, как сложится будущее.

Итак, в данной статье рассмотрены все основные сценарии выхода из бизнеса.

Передача бизнеса по наследству

Один из вариантов выхода из бизнеса заключается в передаче его по наследству своим родственникам. Да, бизнес является таким же активом, как и многие другие, которые собственник может передавать по наследству.

Только при этом необходимо учитывать, что этим активом еще нужно уметь управлять, чтобы он приносил дивиденды. Кроме того, бизнес должен быть контролируемым. В противном случае величина дивидендов со временем может уменьшаться, а в некоторых случаях бизнес вообще можно потерять.

Для того чтобы не произошло ничего из вышеперечисленного в компании должна быть внедрена эффективная система управления, а также система владельческого контроля.

Причем это желательно сделать, даже если наследники будут принимать самое непосредственное участие в оперативном управлении компанией. Кстати, в таком случае их нужно заранее к этому подготовить.

Для этих целей многие владельцы бизнесов с "малых" лет принимают родственников на работу в свои компании. Пройдя "школу молодого бойца", они с большей вероятностью смогут в будущем успешно продолжить дело основателей бизнеса.

Продажа бизнеса

Еще один распространенный сценарий выхода из бизнеса – продажа бизнеса. Понятно, что каждому владельцу, желающему продать свой бизнес, хочется сделать это с максимальной для себя выгодой.

Очевидно, что один из факторов, влияющих на цену продажи, это финансово-экономическое состояние компании. Чем больше значение финансово-экономических показателей, тем за большую цену можно продать бизнес.

Помимо этого потенциальные покупатели могут также учитывать и степень управляемости бизнесом. Ведь они хотят быть уверенными в том, что после покупки бизнеса они смогут им эффективно управлять. Если же все бизнес-процессы были завязаны на прежнем владельце бизнеса, то после его ухода может резко ухудшиться финансово-экономическое состояние компании.

Кроме того, новые хозяева бизнеса хотят быть уверенными в том, что после смены владельца этот бизнес не растащат по частям. В этом им может помочь вышеупомянутая система владельческого контроля бизнеса.

Наконец, есть еще один критерий, по которому потенциальные покупатели могут судить о привлекательности приобретаемого ими бизнеса. Если компания смогла пережить хотя бы один кризис, то это уже о многом говорит. Соответственно, чем больше у нее "звездочек" (пройденных кризисов), тем лучше.

Действительно, кризисоустойчивость является одним из показателей эффективности компании. Это значит, что компания умеет грамотно использовать все плюсы и минусы кризиса. Так что кризисы – это отличная проверка для компании.

Закрытие бизнеса

Безусловно, это не самый лучший для собственника сценарий выхода из бизнеса, но и к нему тоже нужно быть готовым. Поэтому еще до создания бизнеса желательно продумать возможные сценарии закрытия бизнеса.

Конечно же, при закрытии бизнеса его владелец хочет получить хоть какую-то компенсацию. Поэтому сначала он может попытаться найти покупателя, но если это мероприятие не увенчается успехом, то придется, как говорится, зафиксировать убытки.

Кстати, нужно отметить, что в любом инвестиционном проекте, в том числе и в проекте по созданию бизнеса с нуля, могут возникнуть так называемые утопленные затраты (sunk costs). Это такие затраты, которые уже нельзя вернуть, поэтому их и называют утопленными.

Может быть, получится продать какие-то активы компании, но скорее всего, при закрытии бизнеса все равно придется признать определенные убытки (на величину тех самых утопленных затрат).

Поэтому еще на стадии планирования проекта по созданию стартапа желательно продумать и такой негативный сценарий выхода из бизнеса как его закрытие. Это позволит минимизировать потенциальные будущие убытки.

Кстати, одна из причин закрытия бизнеса может заключаться в том, что в компании не удалось создать эффективной системы управления.

Потеря управляемости нередко приводит к развалу компании. Поэтому начинать развивать систему управления компании нужно как можно раньше.

Потеря бизнеса

Несомненно, это самый нежелательный сценарий выхода из бизнеса. Предыдущий вариант тоже не очень хороший, но, по крайней мере, не такой обидный как этот.

Нужно обратить внимание на то, что по-крупному бизнес можно потерять по двум основным причинам:
  • его могут отобрать "внешние силы";
  • его могут разворовать.

    К большому сожалению, как-то обезопасить себя от первой причины в нашем "правовом" государстве очень сложно. Пожалуй, самый верный способ – не становится большой и заметной компанией.

    Со второй причиной можно успешно бороться с помощью системы владельческого контроля.


    Таким образом, создавая бизнес желательно заранее оценивать все возможные сценарии выхода. Такая оценка позволит избежать (или минимизировать степень воздействия) в будущем возможных проблем.

    


    Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу smart-venture@mail.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете (или только Ф.И.О., если Вы сейчас пока нигде не работаете). Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.



    
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru