Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Виды бизнеса > Бизнес по оказанию услуг > Консультация, консалтинг, консультирование > Консалтинговый рынок

Консалтинговый рынок

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса", автор книги "Консалтинговый бизнес: как заработать на консалтинге"

Консалтинговый рынок, пожалуй, один из самых слабо-консолидированных. Несмотря на то, что есть крупные консалтинговые фирмы, их доля рынка незначительна. Барьеры для входа на консалтинговый рынок практически отсутствуют. Поэтому создать консалтинговый бизнес, наверное, проще, чем какой-либо другой.

Практика показывает, что всем найдется место на рынке консалтинга. По крайней мере, если вести речь о клиентах, относящихся к сегменту малого и среднего бизнеса. Для выхода на этот сегмент консалтингового рынка вовсе не обязательно быть крупной и очень известной консалтинговой компанией.

Более того, крупные консалтинговые фирмы на эти сегменты рынка консалтинга особо то и не рвутся. Им выгоднее работать с крупными клиентами.

На самом деле даже небольшая консалтинговая компания в некоторых случаях может заполучить и крупного клиента. Если, конечно, будет честная конкурентная борьба за такого клиента.

Дело в том, что топ-менеджеры многих очень крупных компаний уже создали свои консалтинговые фирмы. Все заказы на консалтинговые услуги они просто в наглую сливают своим консультационным фирмам.

Поэтому поработать с такими крупными компаниями можно только через эти консалтинговые конторы (если они будут привлекать небольшие консультационные фирмы на субподряд).

Если же посчастливиться бороться за крупного клиента, который именно ищет консультантов на свободном рынке, то в некоторых случаях и небольшая консультационная компания может заполучить такой заказ.

Дело в том, что у многих крупных компаний постепенно снижается качество. На самом деле данное замечание относится к предприятиям любой отрасли, но в консалтинге данная проблема стоит особенно остро. При этом стоимость услуг у крупных консалтинговых компаний, как правило, очень высокая.

Именно по этим двум причинам и можно одержать победу у крупных консалтинговых компаний в борьбе за крупного клиента. Но для этого как минимум крупный клиент должен как-то узнать о небольшой консалтинговой фирме. Для этого, разумеется, она должна стать хотя бы немного известной.

Понятно, что если запускается стартап в консалтинге, то сразу надеяться на крупных клиентов не стоит. Скорее всего, первые клиенты будут среди компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу.

Опять-таки нужно учитывать особенности и этих двух сегментов консалтингового рынка. Это словосочетание (малый и средний бизнес) очень часто используется, но у этих двух сегментов консалтингового рынка есть принципиальные отличия.

Многие компании малого бизнеса вообще не считают, что у них есть какие-то проблемы, для решения которых им необходимо воспользоваться консалтинговыми услугами. Можно считать, что они не являются даже потенциальными клиентами.

Есть в этом сегменте и такие, кто многие проблемы осознал, но не хочет платить за их решение. Если они и готовы выделить какие-то деньги, то среди консультантов найдется мало желающих взяться за такие проекты.

Причем нередко владельцы небольших компаний хотят, чтобы в рамках консалтингового проекта им сделали практически все, но за очень скромную сумму. При этом они сами не собираются принимать активного участия в выполнении проекта, хотя без этого в принципе нельзя выполнить некоторые виды работ. Например, нельзя разработать и внедрить эффективную систему управления без участия заказчика.

Владельцы компаний среднего масштаба уже понимают, что некоторые виды консалтинговых работ не могут стоить дешево, поэтому они готовы выделять адекватные суммы для реализации консалтинговых проектов.

Основная борьба между небольшими и средними консалтинговыми компаниями идет именно за таких клиентов. Во-первых, такие клиенты уже созрели для консалтинга. Во-вторых, у них есть деньги на консалтинг. В-третьих, они готовы платить деньги за консалтинг.

Только что созданной консалтинговой компании будет весьма проблематично выйти на этот сегмент рынка консалтинга. Поэтому, скорее всего, придется начинать работать на самом непривлекательном сегменте консалтингового рынка – малый бизнес.

Хотя многое зависит от выбранной стратегии развития консалтинговой фирмы и в частности от ее маркетинговой стратегии. Есть способы продвижения консалтинговой компании, которые позволяют даже небольшой фирме с самого начала выходить на сегмент среднего бизнеса (а иногда даже и крупного).

Ведь создавать консалтинговый бизнес можно постепенно, уделяя внимание его раскрутке. Поэтому если запустить консалтинговый стартап после выполнения определенных мероприятий, то вероятность выхода на самые привлекательные сегменты рынка консалтинга становится выше.

В завершении следует отметить, что рынок консалтинга один из самых чувствительных к кризисам. Он первым реагирует на кризис и последним восстанавливается. Но это не значит, что кризисы, которые теперь случаются все чаще и чаще, должны послужить причиной отказа от создания консалтингового бизнеса.

На самом деле конкретно для консалтингового рынка от кризисов больше пользы, чем вреда. Как известно любой кризис очищает все рынки от слабых игроков. Особенно ярко это проявляется на консалтинговом рынке. Во время кризиса с данного рынка уходят в основном те консультанты, которые оказывали не очень качественные услуги. Так что кризис помогает улучшать качество консалтинговых услуг.

Кстати, консалтинговый бизнес можно в кризис и создавать, и раскручивать. И это несмотря на то, что консалтинговый рынок в кризис очень сильно проседает. Большинство консалтинговых компаний (как, впрочем, и вообще все компании) во время кризиса резко снижают свою маркетинговую активность (или вообще сводят ее к нулю). Как раз этим и можно воспользоваться, чтобы продвинуть свою консультационную фирму. Подробнее об этом можно прочитать в книге "Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании".

Несмотря на то, что консалтинговый рынок очень восприимчив к кризисам, он все равно растет с каждым годом. Да, во время кризисов рынок консалтинга проседает, но затем снова восстанавливается и увеличивается в размерах.

Таким образом, консалтинговый рынок может служить отличным полигоном для создания своего первого бизнеса. Как уже выше отмечалось, здесь найдется место для всех, особенно для тех, кто способен оказывать действительно качественные консалтинговые услуги.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + = 14