Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Виды бизнеса > Бизнес по оказанию услуг > Консультация, консалтинг, консультирование > Консалтинговый бизнес в кризис

Консалтинговый бизнес в кризис

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса", автор книги "Консалтинговый бизнес: как заработать на консалтинге"

Многие начинающие предприниматели считают очевидным ответ на вопрос можно ли создавать бизнес в кризис. Естественно, они полагают, что этого делать нельзя.

Тем более если речь идет о создании консалтингового бизнеса. Ведь, как известно, консалтинговая отрасль раньше всех ощущает на себе негативное влияние кризиса и позже всех восстанавливается после его завершения.

Казалось бы, создавать консалтинговую компанию в кризис – это просто безумие. Ни к чему кроме как к потере времени и денег это не приведет. Только очень продвинутые клиенты понимают, что кризис можно использовать для отрыва от своих конкурентов, в том числе за счет развития системы управления и повышения эффективности своей компании.

Поэтому они обращаются к консультантам именно во время кризиса. К тому же в кризис, как правило, цены на консалтинговые услуги снижаются. Это один из плюсов кризиса.

Безусловно, у кризиса есть и плюсы, и минусы. Да, многие рынки во время кризиса проседают. Как уже было отмечено, наибольшее падение происходит именно на консалтинговом рынке. Так зачем же создавать консалтинговую компанию во время такого резкого падения рынка?

В кризис свою маркетинговую активность снижают практически все компании, в том числе и консалтинговые. Таким образом, с одной стороны во время кризиса консалтинговый рынок сильно проседает, с другой стороны консалтинговые компании почти никак себя не продвигают.

Это, естественно, способствует тому, что игроков на консалтинговом рынке становится меньше. Кризис рано или поздно закончится (хотя, скорее всего, в будущем кризисы будут возникать регулярно). Поэтому было бы вполне логично подготовиться к будущему росту консалтингового рынка.

То есть во время кризиса саму консалтинговую компанию по сути можно и не создавать, но можно заняться ее системным продвижением, чтобы, так сказать, "подготовиться к сезону". Хотя, как уже выше было отмечено, есть продвинутые клиенты, которые обращаются к консультантам и в кризис. Поэтому в кризис можно не только заниматься продвижением консалтинговой компании, но и выполнять (пусть немногочисленные) консалтинговые проекты.

В общем, такое вот маркетинговое затишье на консалтинговом рынке можно использовать для стратегического продвижения новой (хотя и не только новой) консалтинговой компании.

Что же можно считать стратегическими инструментами продвижения консалтинговой компании? По моему опыту могу сказать, что есть два инструмента продвижения, которые дают очень хороший результат в перспективе. Это сайт и книги. Причем вместе они дают тот самый синергетический эффект, поскольку продвигают друг друга.

Есть три основных способа продвижения сайта с помощью книги. В то же время и сайт может продвигать книгу, если размещать на нем соответствующую рекламу. На самом деле с помощью книги можно продвигать не только сайт (см. статью "Что и как можно рекламировать и продвигать с помощью книг").

Таким образом, продвижение консалтинговой компании в кризис можно начать с сайта и издания книг. Хотя эти способы можно использовать и при более благоприятных рыночных условиях.

Честно признаюсь я и сам в прошлые кризисы вел себя так же как и большинство компаний, в том числе и консалтинговых. Вместо того, чтобы заниматься стратегическим продвижением своей консалтинговой компании я вообще прекращал какую-либо маркетинговую активность. Теперь я так больше не поступаю.

Поскольку в кризис действительно сокращается объем заказов, высвобождается время, которое как раз и можно использовать для продвижения консалтинговой компании. Поэтому я в кризисы занимаюсь написанием книг, которые издаю и для продвижения сайта, и для продвижения самой компании, ее продуктов и услуг и т.д.

Кстати, раньше я сам занимался издательством своих книг, но потом пришел к выводу о том, что для меня это не продуктивно. Все-таки издательство – это отдельный бизнес, которым нужно заниматься целенаправленно также как и консалтинговым.

Поэтому сейчас все свои книги я выпускаю в издательстве "Москва", поскольку у них очень выгодные предложения для авторов (в том числе и для тех, кто издает книги для продвижения). Кроме того мне теперь не нужно арендовать склад для своих книг (на момент написания данной статьи их у меня уже около двух десятков). По мере необходимости я выкупаю у издательства на льготных условиях нужное мне количество книг.

Итак, в кризис не обязательно создавать консалтинговый бизнес, в том смысле, что пытаться заработать на консалтинге. Но во время кризиса можно заниматься продвижением своего будущего консалтингового бизнеса. Как уже выше было отмечено, можно заниматься созданием и развитием сайта, а также изданием книг.

После завершения кризиса можно уже основательно заняться созданием самого консалтингового бизнеса. При этом будет гораздо легче привлекать клиентов, поскольку консультанты/эксперты компании и ее сайт уже будут раскручены.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2