Создание и развитие эффективного бизнеса с нуля


Сделай это с умом – попади сразу в цель!

 
Новое на сайте





Виды бизнеса > Строительная компания

Строительная компания

В том случае, если вы планируете создать строительный бизнес, то нужно понимать, что это может потребовать существенных инвестиций. Ведь очевидно, что строительство не может работать без специального оборудования и строительной техники.

Права, иногда существует возможность взять в аренду необходимые для строительства основные средства или приобрести их в лизинг. Данный способ построения строительного бизнеса позволит значительно уменьшить первоначальные инвестиционные затраты, связанные с созданием компании.

Строительный бизнес: краткое описание и отличительные особенности

Бизнес строительных компаний чаще всего является проектным, а не процессным. В отличие от процессных оптовых торговых компаний (или процессных производственных предприятий) данный вид бизнеса не строится на более-менее регулярных бизнес-процессах. Компании, занимающиеся строительным бизнесом, зарабатывают на конкретных проектах (строительных/ремонтных объектах).

Причем эти строительные (или ремонтные) проекты могут носить нерегулярный характер и существенно отличаться друг от друга, как по суммам, так и по срокам реализации. В некоторых строительных компаниях сроки реализации проектов могут составлять несколько месяцев, кварталов или даже лет.

Это значит, что вовсе не обязательно, чтобы каждый отчетный период (месяц или квартал) в строительной компании возникали операции, связанные с продажами построенных или отремонтированных объектов. Ведь прибыль по объекту возникает только в момент продажи/сдачи строительного/ремонтного объекта.

Примечание: на самом деле среди строительных компаний могут быть и такие, деятельность которых очень похожа на производственные процессные предприятия. Если строительная компания создает более-менее типовые объекты в большом количестве и сроки реализации проектов незначительны (например, строительство вышек для сотовых операторов), то деятельность таких компаний носит регулярный характер и соответственно в каждом отчетном периоде будут продажи и будет возникать прибыль от продаж.

Бизнес строительных компаний строится на решении следующих задач:
  • поиск объектов строительства/ремонта;
  • сдача (продажа) выполненных работ (построенных объектов);
  • поиск и налаживание работы с поставщиками;
  • организация доставки и разгрузки материалов от поставщиков на склад (или сразу на объекты);
  • хранение и распределение материалов на складе;
  • организация погрузки и доставки материалов со склада на объекты.

    Строительные предприятия: примерная организационно-функциональная структура и концепция организации бизнеса в строительстве

    Очевидно, что строительные компании могут быть и крупными и совсем небольшими (например, если они работают на субподряде у более крупного строительного предприятия). Но все-таки в большинстве случаев строительным бизнесом занимаются как раз средние и крупные предприятия.

    Таким образом, организационно-функциональная структура строительных компаний состоит из следующих подразделений:
  • отдел (служба) продаж;
  • служба логистики (закупка стройматериалов, транспорт, склад и т.д.);
  • строительные службы (производственно-конструкторский отдел, производственно-технический отдел, служба главного инженера, строительные участки и т.д.);
  • административно-управленческие службы (финансы, ИТ, персонал, АХО и т.д.)

    Количество сотрудников, работающих в подразделениях строительной компании, естественно, зависит от объемов выполняемых строительных (или ремонтных) работ.

    Некоторые функции строительная компания может передать на аутсорсинг сторонним компаниям (например, тем самым небольшим субподрядчикам).

    К таким функциям могут относиться:
  • некоторых строительно-ремонтные работы (на которых компания не специализируется);
  • транспорт;
  • часть административно-управленческих функций.

    Примерная структура активов и пассивов строительных компаний

    Довольно часто у компаний, занимающихся строительным бизнесом, имеются в наличии собственные или арендованные основные средства. Преимущественно эти долгосрочные активы связаны с непосредственным строительством или ремонтом объектов, а также с выполнением логистических функций (доставка, складирование, хранение, отгрузка и т.д.).

    Правда, если некоторые функции (например, связанные со строительством или транспортом) переданы на аутсорсинг, то это уменьшает долю основных средств в активах компании.

    Таким образом, у строительного бизнеса есть следующие основные статьи активов:
  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • авансы, выданные поставщикам;
  • запасы материалов;
  • незавершенное производство (затраты по строительным объектам, которые компания будет продавать);
  • товары (построенные объекты для перепродажи);
  • незавершенное строительство (затраты по объектам, которые компания будет в будущем сама использовать, например, сдавая в аренду);
  • основные средства (с учетом представленных выше комментариев).

    Основные статьи источников финансирования (пассивов):
  • кредиторская задолженность;
  • авансы полученные;
  • кредиты;
  • собственные средства (уставный капитал; капитал, инвестированный учредителями*; нераспределенная прибыль).

    * формально в бухгалтерской (а не управленческой) отчетности эта позиция может отражаться как заемные средства (например, беспроцентный заем от учредителя), но на самом деле это собственные средства.

    Понятно, что конкретная численная структура активов и источников финансирования у разных строительных компаний может отличаться.

    Например, если строительному предприятию приходится практически все стройматериалы закупать на условиях предоплаты, то кредиторская задолженность перед поставщиками может отсутствовать, зато в активах компании будут авансы, выданные поставщикам.

    Примерная структура расходов в строительном бизнесе

    Достаточно часто, значительную долю в выручке у строительных компаний составляет производственная (строительная) себестоимость построенных/отремонтированных объектов.

    Правда, если строительная компания придерживается очень активной маркетинговой стратегии, то и коммерческие расходы могут занимать существенную долю в выручке.

    Кроме того, как всем известно, именно в строительстве доля, так сказать маркетинговых комиссионных, может быть очень значительной. Именно в этом заключается одна из причин высоких цен на недвижимость, особенно в крупных городах.

    Казалось бы, какая разница в каком городе построить дом. Основные статьи затрат (стройматериалы и заработная плата) будут примерно такими же. Поэтому и строительная себестоимость и цены на квартиры должны быть примерно одинаковыми.

    Но всевозможные государевы служащие, работающие в большом количестве различных инстанций, с которым приходится иметь дело строительным компаниям, в крупных городах почему-то «кушают» намного больше, чем в мелких.

    В отношении управленческих расходов можно сказать, то они, как правило, составляют несущественную долю в выручке строительной компании. Хотя это опять-таки зависит от масштабов компании.

    Если речь вести об очень крупной строительной компании, в которой может работать большое количество высокооплачиваемых менеджеров различного уровня, то и величина административно-управленческих (общехозяйственных) расходов может быть значительной.

    Также определенную долю в компаниях, занимающихся строительным бизнесом, могут составлять проценты за кредит. Причем в отличие от всех остальных видов бизнеса в строительстве размер процентов за кредит может быть очень большим.

    Это связано с особенностью строительного бизнеса, у которого производственный цикл может быть очень большим, а желающих инвестировать деньги на начальной стадии строительства (или даже до нее) становится все меньше и меньше (мало кому сейчас хочется записаться в ряды обманутых дольщиков – неважно как юридически они теперь называются).

    Поэтому строительным компаниям приходится активно кредитоваться. Несомненно, это только увеличивает себестоимость строительных объектов, что сказывается и на ценах для конечных покупателей недвижимости.

    Примерная схема финансовых потоков строительных компаний

    При оценке финансово-экономического состояния строительных компаний нужно иметь в виду, что их финансовые потоки могут иметь крайне нерегулярный характер в отличие от процессных производственных или торговых компаний.

    Это опять-таки объясняется проектной деятельностью компаний, занимающихся строительным и ремонтным бизнесом. То есть объекты могут значительно различаться по срокам и по стоимости, а также по схеме их финансирования.

    Соответственно динамика финансовых потоков может значительно отличаться в различные отчетные периоды.

    Многое определяется количеством объектов, которые выполняет строительная компания в течение отчетного периода, а также суммами договоров.

    Основные причины потребности строительных предприятий в кредитных ресурсах

    Если строительные компании работают на условиях предоплаты поставщикам и отсрочкой оплаты от покупателей, то единственным источником финансирования (кроме собственных средств) могут выступать кредиты.

    Даже если поставщики отгружают стройматериалы с отсрочкой и субподрядчики выполняют свою часть работы с последующей оплатой, а покупатели осуществляют предоплату, то в и этом случае существенную долю в пассивах могут заниматься кредиты, если сроки реализации проектов очень большие. Ведь в этом случае и предоплата будет поступать с задержкой, а поставщики и субподрядчики не будут так долго ждать оплаты за поставленные стройматериалы и выполненную работу.


    Поэтому строительный бизнес очень часто требует внешнего финансирования в виде кредитов.


    Кроме того, потребность в кредитных ресурсах может возникнуть в самом начале создания строительного бизнеса. Даже при условии получения стройматериалов с отсрочкой оплаты все равно нужно будет заплатить за строительную технику и оборудование.

    Стартовый капитал может быть очень существенным, поэтому собственных средств, накопленных предпринимателями для запуска бизнеса, может не хватать. Для решения данной проблемы и могут понадобиться кредиты.

    Выше уже упоминалось о том, что иногда существует вариант с арендой строительной техники или покупки ее в лизинг. При этом, безусловно, инвестиционные затраты, необходимые для запуска стартапа, можно будет значительно уменьшить. Соответственно и потребность в кредитных ресурсах будет меньше.


    Итак, на данной странице сайта есть информация, которую предприниматели могут использовать при создании своей строительной компании. Естественно, в каждом конкретном случае будут свои нюансы, но тем не менее здесь представлена определенная минимальная информация, которую нужно знать для того чтобы создать успешную строительную компанию.

    
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru